Трубы горят

 

 

 

С нового года в разных уголках страны услуги ЖКХ выросли в цене от 15% до двух раз. Причины разные. Одна из основных – попытка государства простимулировать энергосбережение и привлечь в коммунальную сферу частные инвестиции. Но, оказывается, нужно быть очень богатым человеком, чтобы иметь возможность экономить. А радикализм властей часто пугает и граждан, и инвесторов.

 В первом квартале 2010 года в стране почти в четыре раза увеличилось количество уличных массовых мероприятий. Поводом к большинству этих событий, констатируют в МВД, стали социально-экономические причины, а именно - проблемы жилищно-коммунального хозяйства, сопровождаемые оценкой проводимой в регионах тарифной политики.
 

Коммунальные услуги действительно подорожали. В разных местах по-разному: на 15%, 25%, а то и вдвое. Несмотря на то, что тарифы на газ, электричество и тепло повысились в рамках обычного. Получается, что коммунальщики как-то вдруг «распоясались»? Да так, что к ситуации пришлось «подключаться» и президенту, и премьеру.
 

На самом деле дело не в какой-то особой «злокозненной» алчности коммунальных предприятий и местных властей. Просто они так отреагировали на прозрачные сигналы государства о том, что сферу ЖКХ следует реформировать.
 

Государство предлагает коммунальщикам и муниципалам живые деньги (из того же «Фонда содействия реформированию ЖКХ»), но только в обмен на конкретные меры по реформированию. Однако меры эти можно применять по-разному: можно постепенно, а можно сразу, едва ли не одномоментно.
 

Во многих регионах такие меры реформирования, как повышение тарифов, ликвидация коммунальных дотаций и перекрестного субсидирования, изменение нормативов и т.п., довольно долго сдерживались. Часто, даже искусственно. До тех пор, пока у краев, областей, городов были собственные средства.
 

Но вот грянул кризис, и регионы, истощенные кризисом, в борьбе за деньги федерального бюджета в прошлом году стали спешно проводить реформы – вводить все изменения, как водится, с 1 января.
 

Впрочем, так произошло не везде. В Вологодской области, к примеру, подобного скачка удалось избежать. И во многом именно потому, что здесь реформы шли неуклонно, последовательно, но постепенно. В том же Череповце одно из ключевых требований коммунальной реформы – 100 процентная оплата услуг ЖКХ – было выполнено несколько лет назад. И население к этому успело привыкнуть.
 

Конечно, и в Череповце тарифы выросли, но не в разы. В основном повышение было связано ростом энерготарифов, согласованных с региональной энергетической комиссией. Повышение в пределах ежегодной «нормы». Разве что «Череповецгаз» выбился из нее со своими 30% роста.
 

А вот техническое обслуживание жилья, осуществляемое сейчас в основном управляющими компаниями (УК), «подросло» всего на 3-5%. Управляющие компании «ужали» свои потребности. Особенно этим отличилась группа управляющих компаний «Альянс».
 

«Возможные претензии горожан к возросшим тарифам, - говорит гендиректор «Альянса» Александр Сметанин», - это не в наш адрес. Мы даже инфляцию не покрыли». Александр Николаевич считает несправедливой попытку перевести все коммунальные «стрелки» вины за удорожание «коммуналки» на губернаторов и мэров. Потому что одновременно с критикой местных и региональных властей государство позволяет своим естественным монополиям вести постоянное повышение своих тарифов. Поэтому, полагает Сметанин, надо просто определяться с приоритетами, не «темнить», а прямо говорить об этом населению:
 

- Понятно, в России достаточно низкие (в сравнении с Европой) цены на энергоносители. В этом есть свои плюсы и минусы. Минус в том, что низкие цены не стимулируют ресурсосбережение. Мы у себя уже считали: при нынешних энерготарифах наша программа энергосбережения не окупается. В этом смысле дорожающая энергия – благо. Оно придает смысл ресурсосбережению, делает его окупаемым. Другого пути нет.
 

Директор «Альянса» приводит пример: стоимость любого элемента системы теплоснабжения многоквартирного дома одинакова, как в России, так и в Германии, а вот стоимость газа отличается в разы. Поэтому и все энергосберегающие мероприятия у немцев окупаются в несколько раз быстрее.
 

- Если государство хочет идти по этому пути, по пути создания эффективной экономики, тогда не надо таких театральных шоу. Нужно прямо говорить: мы повышаем цену ресурсов, чтобы их экономили. Мне, например, эта логика понятна. Думаю, большинству людей она тоже будет понятна. Люди другого не понимают. Не понимают, почему все в стране дорожает, а зарплата стоит на месте или даже снижается. Вот что раздражает народ. И государству важно находить здесь баланс.
 

Ведь государству очень легко остановить рост тарифов – достаточно перестать санкционировать рост энергетических цен. Но тогда очень сложно (ели не невозможно) будет добиться исполнения последнего закона об энергосбережении – одного из ключевых в заявленной президентом Медведевым модернизации. Тогда приборы учета, которыми должны быть оснащены все здания и жилые дома, окажутся просто бессмысленными.
 

Вот Александр Сметанин ссылается на свою коммунальную практику. Приборы учета расхода воды стали окупаться лишь недавно. Еще несколько лет назад устанавливать их было просто невыгодно – дешевле было платить по нормативам, даже очень завышенным. А вот, допустим, газосчетчики при нынешней стоимости природного газа для населения и вовсе не окупятся никогда.
 

Но дело даже и не в приборах учета. Сами по себе они ничего еще не экономят. Они лишь помогают прояснить суть проблемы: сколько ты потребляешь. Но, чтобы начинать снижать потребление, требуются совсем другое оборудование и совсем другие затраты. Нужны смесители с аэраторами, нужны современные чайники, посудомоечные и стиральные машины. Многоквартирным домам нужны, наконец, новые автоматические тепловые пункты, стоимость которых в разы превышает цену соответствующих приборов учета. То есть это совсем другой уровень затрат.
 

Иначе говоря, нужно быть очень состоятельным человеком, чтобы позволить себе экономить. Увы, даже среди жителей нашего, далеко не самого бедного города, таких людей не так много.
 

- Если речь о том, чтобы наша энергетика подтягивалась к ценам мирового рынка, - говорит директор «Альянса», то соответственно должны подтягиваться и зарплата, доходы населения. У нас этого не происходит - поэтому и возникает напряжение в обществе.
 

Не будем сейчас говорить о проблеме роста средней заработной платы – очень большой проблеме, связанной со многими факторами, в том числе, с пропорциональным ростом производительности труда. Зададимся вопросом: можно ли в нынешних условиях сделать что-то для финансирования общего энергосбережения? Наш собеседник считает, что можно:
 

- Существует Фонд содействия реформированию ЖКХ, - говорит Александр Сметанин. – На его средства мы в прошлом году провели достаточное большое число капитальных ремонтов. И в этом году Череповец будет стараться получить очередной грант. Но этого недостаточно. Мы прикидывали, чтобы хотя бы на 20-25% повысить энергоэффективность 80-70 квартирного дома, нужно выполнить целый ряд весьма затратных мероприятий. По минимуму, это около полутора миллионов рублей или по 20 тыс. на среднюю двухкомнатную квартиру в 50 кв. метров. А ведь пределу совершенствования нет. Но, чтобы сберегать, надо тратить, надо вкладывать средства в эту сферу, особенно в старые дома. Поэтому нужны какие-то программы, которые бы позволяли жилому дому взять кредит, установить энергосберегающее оборудование, начать экономить, чтобы потом этот кредит отдать. 
 

Наверное, чтобы такие программы появились, нужна опять-таки поддержка государства в широком смысле – оно должно создавать соответствующие условия, делая коммунальную сферу привлекательной для инвесторов, для граждан. Естественно, нужно повышать платежную дисциплину. И стараться делать все вдумчиво, постепенно, чтобы народ привыкал, чтобы грамотные экономические стимулы в России работали не так «криво», как в этом году.

Илья Неведомский
«РМ»
21.05.10.

Фото: ИТАР-ТАСС

Поделиться
Отправить