Политическое решение
Исполнение очередного президентского поручения может стать последней возможностью не просто пересадить отечественных чиновников на отечественные же автомобили, но и возродить российскую автомобильную конструкторскую школу. Пожалуй, это тот самый случай, когда политические аргументы важнее рациональных экономических...
«Е-мое, - подумалось, да и сказалось сидящей рядом супруге. – Стыдобища-то какая! Верховный Главнокомандующий, глава державы, полагающей себя великой, не имеет собственного автомобиля. В смысле, произведенного своим, отечественным автопромом, а не автопромом «вероятного противника. Ни в какие ворота! Руководители сколько-нибудь значимых стран свои машины имеют: Меркель – немецкий «Мерс», Обама – американский «Кадиллак», Саркози – французский «Ситроен»… Неужели наш-то своим не может сделать заказ на приличную машину?».
И вот, не успел подумать, СМИ обнародовали новость от пресс-секретаря управления делами президента Виктора Хрекова: президент дал поручение «проработать вопрос производства и использования машины представительского класса типа «ЗИЛ». Значит, я все же был прав, и не одному мне совестно и стыдно.
И, что бы ни говорили скептики, шанс исполнить-таки поручение Медведева существует. Начнем с того, что традиции создания лимузинов для высших лиц государства у СССР-России существуют. Во время последнего парада все мы в этом убедились. Эти машины стоимостью 9 млн. рублей за штуку были одним из последних заказов цеха малых серий ЗИЛа.
Во-вторых, уже не я, а авторитетные автомобильные эксперты полагают, что у «ЗИЛов» ручной сборки есть хорошие перспективы занять почетное место в кортеже президента. «Раньше эти авто были очень качественные, надежные и безопасные: широкая колея, сами по себе длинные, великолепно управляются в заносе, не склонны к опрокидыванию, хорошая ответная реакция автоматической коробки передач, плавность хода», - рассказывает «Газете.Ru» руководитель центра контраварийной подготовки водителей «Мастеркласс» Алексей Колонтай.
Традиции есть, производственные мощности тоже. Другое дело, что речь не может идти о том, чтобы собрать отечественное «суперавто», как конструктор из деталей и агрегатов импортного поточного производства. Во-первых, несолидно, во-вторых, лучше уж тогда купить «честный» 600-й Mercedes.
Нет, полагают эксперты (и я с ними полностью согласен), это должна быть полностью российская разработка, пускай она даже и не окупится. Хрен с ним. Зато, возможно, получит новый импульс, толчок для развития отечественная конструкторская школа, которая сейчас в глубоком загоне.
Вот арт-директор студии slava'saakyan Святослав Саакян видит два способа справиться с нетривиальной задачей: обучить конструкторов на Западе, либо привлечь по контрактам иностранных специалистов и контролировать их работу.
Первый вариант кажется предпочтительней хотя бы потому, что наши новые «правильно обученные» конструкторы смогут принести пользу не только в мелкосерийном «люксовом» производстве, но и массовом, где по части конструкторской мысли у нас «поле непаханое».
Впрочем, не совсем. Михаил Подорожанский, главный редактор «Авторевю», человек, в общем-то, не склонный к сантиментам по поводу отечественной автопромышленности, вспоминает «таинственную» разработку АвтоВАЗа, так называемый «проект С» - автомобиль ВАЗ-2116. Практически готовый автомобиль был «заморожен» уже на этапе подготовки к производству по настоянию французской стороны – нового собственника завода компании Renault. Подорожанскому настолько хочется попробовать вазовский прототип, что он готов обменять его на свой Porsche 911.
«Что-то мне подсказывает, - говорит Михаил, - что если Медведев пересядет на «ЗИЛ», то и этот проект будет реанимирован». – И продолжает: «Удобная иллюзия, что автомобили, которые производятся в России в режиме промсборки, можно считать российскими, - это лукавство, потому что научно-технические центры и правообладание интеллектуальной собственностью при этом находятся за рубежом. «ЗИЛ» - наш автомобиль, а BMW, который собирается в Калининграде, причем с мизерным уровнем локализации, это немецкий автомобиль. ВАЗ-2116 - это наш автомобиль, а Renault Logan - французский. Вот в чем принципиальная разница», - подчеркивает эксперт.
Он признает, что на восстановление автомобильной конструкторской школы могут потребоваться годы и даже десятилетия, однако это необходимо делать, порой даже вопреки рациональным экономическим законам.
И вопреки скептикам, утверждающим, что это невозможно сделать. Или, что к «помпезной» инициативе пересадить чиновников на отечественные машины равнодушно отнесутся, как в стране, так и на Западе, как утверждает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Просто нам нужны умные, интересные предметы для приложения качественных российских мозгов, которые еще не окончательно отупели и заплыли жирной нефтяной пленкой. Нам нужны конструкторы, которые будут двигать Россию вперед…
Илья Неведомский
«РМ»
18.05.10.
Фото: ИТАР-ТАСС