Когда мы были на войне…
Очень сложно писать об этой войне. Действительно Великой по масштабу подвига, совершенного советским народом. И действительно ужасной, по количеству жизней отданных за Победу над злым, страшным врагом, и пролитой за нее крови. Но не говорить и не писать нельзя. Потому что чувства переполняют душу в этот день. Потому что всякий раз 9-го мая возникают вопросы, на которые обязательно нужно найти ответы. Для себя самого...
Но мне все время хочется представить, что я там был. И я хочу понять для себя, каким бы я был тогда. Для этого нужно представить - какими были тогда они. А они были нашими ровесниками, со всеми, свойственными времени и возрасту проблемами: важными и не очень, простыми и сложными. С такими же заботами и радостями. Они так же любили и ненавидели, радовались и страдали, спорили и обнимались, как мы сейчас.
А еще почти все они знали, что завтра война. Никто ее не хотел, но к ней были готовы. К чему готовы сегодня мы? После 65-ти относительно мирных лет, после того, как не стало страны-победительницы, а народ-победитель, разъехался по разным квартирам?
Кажется, мы страшно расслаблены, погружены в свои дела и делишки, мы алчны, подозрительны, завистливы, мы собачимся друг с другом, клянем страну и государство.
Но отчего-то верится: если те мои ровесники смогли тогда с 1941 по 1945 выстоять и победить, почему мы не смогли бы? В нас – их кровь, их гены, их веками впитанная способность объединяться, сосредотачиваться и концентрироваться если нужно так, что мало не покажется никому.
Вот самый простой ответ на простой вопрос: почему именно СССР стал главным «мотором» Победы? А вот потому!
«Пытливые» умы в последнее время «вертят» Победу и так, и этак. Пытаются доказать, что у нас ее «украли». Что победители живут хуже, чем побежденные. Что победил вовсе и не Советский Союз, не государство, не Сталин, а народ…
Во-первых, победу украсть невозможно. Она или есть, или ее нет. Она есть! Мы знаем.
Во-вторых, предки наши, наши ровесники в ту войну сражались и умирали (или просто умирали, от холода, голода и непосильного труда) не ради жирного куска, не ради того, чтобы потом вкусно есть, да сладко спать, - ради того, чтобы жили и выжили если не они, то дети, внуки. Чтобы остался хоть один клочок, с которого могла бы снова пойти вширь Русская земля. Они на десятки лет вперед кровью искупили многие ее грехи.
В-третьих, попытки «вынуть» из общего строя, ощетинившегося против Гитлера в Великую Отечественную, Сталина ли одного, или государство в целом, выглядят смешно и глупо. Красная Армия, что, вся подряд партизанила. Рядовые сами вели себя в атаку, продумывали детали сражений?
В том-то все и дело, что большая часть страны была вместе, а не порознь. Выходит, и Победа общая – одна на всех: от простого солдата до маршала, от простого крестьянина до интеллигента, вдруг переставшего смотреть на него свысока.
Война многое поставила на свое место. Вычистила многих сволочей и халявщиков («нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в воюющей Красной Армии»).
Вот, о чем хочется говорить в этот день. Воздавая должное павшим и еще живым, мне кажется, не следует нам, людям новых поколений, превращать День Победы исключительно в день скорби и траура.
Все-таки это еще и радостный день, напоминающий нам о той силе, которую нам передали наши деды, а мы умудрились о ней как-то позабыть.
А еще этот день напоминает нам о том, что они вместе со своим секретом победы (который еще предстоит до конца разгадать) передали нам и заботу о спасенной и сохраненной земле.
Любимый персонаж обоих Германов Иван Лапшин говорил, когда было особенно трудно: «Ничего! Вычистим землю, посадим сад. И еще сами погуляем в том саду!».
Вот и нам самое время опомниться – отпраздновать честно и браться за работу.
Юрий Антушевич
«РМ»
07.05.10.