Спору нет
Западные страны сегодня владеют намного более развитыми технологиями, чем их азиатские братья, и у их жителей «жизнь лучше» — спору нет. Но это вовсе не означает, что на Западе и с защитой прав человека дело обстоит лучше. Напротив, беспристрастное исследование показало бы, что права человека намного лучше защищены в Азии, по крайней мере, когда речь идет о наиболее уязвимых слоях общества, как этнические меньшинства и жители стран, не имеющие гражданства.
Во многих странах Европейского Союза (ЕС) стандарт медицинского обслуживания для неимущих жителей других стран намного ниже внутринациональных стандартов. Защищены ли права человека у туристов, которым доведётся заболеть в Европе или в США? Почему фундаментальное право на здоровье не осуществляется в тех самых странах, которые считают себя передним краем борьбы за всеобщие права человека?
Сравните эту ситуацию с положением дел, например, в Кувейте. В этой маленькой азиатской стране налажена превосходная система здравоохранения, доступная не только гражданам самого государства, но и любому туристу с непросроченной визой. И расходы на лучшее медицинское обслуживание составляют всего 1 кувейтский динар (что составляет 3 доллара 50 центов). В США приезжего, даже и с действующей визой, пожалуй, засмеют и выставят за дверь, если он сунется в больницу за медицинской помощью с тремя долларами пятьюдесятью центами.
Пределами Кувейта хорошее медицинское обслуживание не ограничивается. Дух арабской взаимопомощи — в лучших традициях восточной культуры — гарантирует, что каждая страна-член «Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» в состоянии обеспечить прекрасное медицинское обслуживание своему населению.
Сотни тысяч пациентов ежегодно умирают, потому что им недоступны лекарства американских или европейских фармацевтических компаний: цены делают их недосягаемыми для большинства людей. Зато кому-то позволяет получать огромные прибыли. Эти компании грабят не только пациентов из других стран, но и своих соотечественников, прикрываясь заявлениями, что высокие цены необходимы для финансирования дальнейших исследований.
Фармацевтический картель обладает достаточной силой, чтобы вынудить ЕС блокировать поступление дешёвых индийских лекарств не только на его внутренний рынок, но даже на рынок в Африке. На другом берегу океана компании США используют свою юридическую систему для поддержания монопольного положения и продолжают наносить ущерб пациентам в Америке и Европе своими высокими ценами.
Если бы власти в этих странах имели мужество противостоять интригам фармацевтических гигантов, миллионы их граждан могли бы пользоваться преимуществами низких цен на лекарственные препараты. Но в западной парадигме всё это не считается нарушением прав человека.
Кроме того, есть ещё спекулянты из США и ЕС, наживающие огромные барыши на посреднических операциях, которые наносят огромный ущерб мировой экономике.
Эти недобросовестные торговцы уже принесли неисчислимые бедствия сотням миллионов людей, взвинтив цены на нефть, на продукты питания, металлы и другие товары, играющие первостепенную роль в современной экономике. Между тем, никто и не думает даже заговаривать об этом, не то, что противиться столь вопиющему нарушению прав человека.
Дело доходит до того, что некоторые люди в развитых странах скупают (по очень дешевой цене) долги бедных стран и затем используют их, с помощью своих юридических представителей или своих правительств, чтобы принудить бедные нации выплачивать им огромные суммы в счет возмещения убытков или в виде процентов.
Но откуда же взялись у бедных стран такие огромные долги? Да в результате кредитов, предоставляемых странами мира богатых, большая часть которых идет на оплату труда граждан тех же самых стран, которые этот кредит предоставляют.
Правительства этих богатых странах тратят миллиарды долларов на дотации местным фермерам, что дает последним несправедливые преимущества перед их коллегами из развивающихся стран. Кто не знает, как пересыхают «молочные реки» и «сливочные горы» в развивающихся странах, предотвращая, тем самым, падение цен на продукцию западных производителей — это при том, что миллионы людей в бедных странах голодают. Известно и о 40-миллиардной (в долларах) субсидии, которую получают рыбаки Евросоюза за истребление рыбы в наших океанах. И о том, что целые лесные массивы в Бразилии, России и Индонезии были сведены компаниями, руководство которых расположено в тех самых странах, которые больше всего пекутся о правах человека. Впрочем, разве их суета имеет какое-то отношение к правам человека? Они просто пополняют кошельки населения богатых стран.
А кое о чем в мире, включая Индию, и не знают ничего. Правительство США и его предприятия-партнеры оказывают давление на правительство Индии, заставляя его ввести (корпоративный) закон, ограничивающий обязательства зарубежных поставщиков ядерного оборудования по возмещению ущерба 100 миллионами долларов, даже если допущенные ими при сооружении предприятия просчеты или преступные ошибки приведут к гибели тысяч невинных людей. Город Бхопал в Центральной Индии пострадал от самой тяжелой в мире промышленной катастрофы, унесшей жизни и искалечившей десятки тысяч людей. А американская компания, Union Carbide, ответственная за эту трагедию, до сих пор, по прошествии уже более 25 лет, так и не выплатила соответствующей компенсации жертвам катастрофы.
Те, кто любит рассуждать о правах человека, не видят никакого ущерба для этих прав в том, что миллионы жителей развивающихся стран так и не получили достаточной компенсации. Зато нередко эти «борцы за права» пытаются, во имя «свободной торговли», так или иначе принудить местные власти пойти на условия, дискриминирующие их в глазах своего народа.
Мир нуждается в исчерпывающем определении понятия «всеобщие права человека», которое должно включать право на получение дешевой медицинской помощи и на адекватное медицинское обслуживание; право на равный доступ к рынку для граждан развивающихся стран; право не быть жертвами катастроф в результате действий спекулянтов и всякого рода недобросовестных представителей торговли; право на защиту лесов и контроль рыбной ловли; право на охрану окружающей среды нашей планеты в целом.
Мадхав Налапат ( M.D. Nalapat)
Автор — профессор геополитики в университете Манипал, Индия
ссылки по теме
(China Daily, Китай)
«РМ»
17.03.10.
Фото: Reuters
Оригинал публикации: Western wrongs and human rights