ЧГУ почти не виден. Опорный вуз Вологодской области занял 169 место из 288 университетов России
Мир
Первым 6 июня обнародовал свои данные глобальный рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) 2018. Было бы, конечно, опрометчивым видеть в нём провинциальный вуз из Череповца, учитывая, что всего в него вошли 27 российских вузов, а в первую сотню — лишь один Московский госуниверситет имени Ломоносова, занявший 90-е место. И это ещё лучшие показатели российских вузов в наиболее авторитетном мировом рейтинге с 2004 года!
Кроме того, в этом году в академический совет QS впервые вошли два представителя России — ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор РУДН Владимир Филиппов.
Наверное, с удовлетворением можно отметить, что из вошедших вQS27 отечественных вузов, 17— участники проекта «5–100», программы созданной после президентского указа 2012 года о вхождении не менее пяти российских университетов в первую сотню по ведущим мировым рейтингам. Можно сказать, что программа работает. При этом её главную задачу, сформулированную президентом Путиным, выполнил лишь МГУ.
Успехи российских вузов в QS связывают с улучшением большинством участников показателей по индикатору «Репутация среди работодателей»
Кроме того, 18 российских вузов улучшили показатели в категории «Доля иностранных студентов». «Ахиллесовой пятой» российских участников остается индекс цитируемости научных публикаций, региональный директор QS Зоя Зайцева: «Почти все вузы показали негативную динамику, ни один не вошел в топ-800 по этому показателю. Судя по оценкам работодателей и академических экспертов, с профессиональным сообществом мы научились работать, хотелось бы теперь подтянуть и научную составляющую».
Страна
Два других рейтинга отранжировали вузы России по значимости и достижениям внутри страны. В среду топ-100 лучших вузов России за 2018 год опубликовало рейтинговое агентство RAEX. ЧГУ среди них опять нет. Зато эксперты RAEX выявили низкий уровень финансирования ведущих педагогических и аграрных вузов России и проблемы с их кадровым составом.
«На одного студента педагогических вузов приходится в два раза меньше средств, чем в среднем в вузах из топ-100 рейтинга (143,9 тыс. руб. против 315,5 тыс.), аналогичный показатель по аграрным вузам также невысок — 186 тыс. руб.», — говорится в отчете исследователей.
Исследование выявило ещё несколько проблем, характерных для системы российской высшей школы.
Во-первых, это моноцентричность высшей школы: 50 из 100 лучших вузов России расположены в четырех регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Московской областях. Тот факт, что сильные университеты сконцентрированы в очень ограниченном количестве субъектов Федерации, препятствует развитию региональных экономик.
Во-вторых, отраслевые вузы взяли четкий курс на многопрофильность. Преимущества в рейтинге вузов RAEX получили те из них, кому удалось выйти за рамки привычных предметных областей. Узкая специализация содержит немало угроз и идет вразрез с междисциплинарным подходом, который важен как для научных исследований, так и для успешности выпускников на рынке труда.
Наконец, среди социально значимых вузов наилучшие успехи демонстрируют медицинские образовательные учреждения: 13 медицинских вузов вошли в топ-100 рейтинга. При этом педагогические вузы представлены в сотне лучших всего тремя участниками, аграрные университеты — двумя. Такая ситуация создает риски с точки зрения развития человеческого капитала в масштабах страны.
Регион
Единственным рейтингом, в котором упомянут Череповецкий госуниверситет, ставший в прошлом году опорным вузом Вологодской области, оказался национальный рейтинг университетов, составленный Интерфаксом.
Здесь ЧГУ оказался на 169 позиции из 288 оценённых экспертами вузов. Деятельность вузов оценивалась по шести параметром: образование, исследования, социальная среда, международное и межрегиональное сотрудничество, инновации и бренд университета.
Можно отметить, что череповецкий вуз по сравнению с прошлым годом (сам проект «Интерфакса» запущен в 2010 году) сумел подняться на 36 позиций и остался лидером в Вологодской области. Эксперты отметили прогресс ЧГУ по пяти критериям оценки: образование, бренд, исследования, интернационализация, инновации.
Так радоваться ли нам или печалиться таким результатом, глядя на результаты всех трёх рейтингов?
Скорее всего, к приведённым показателям нужно относиться спокойно. Речь идёт всё-таки о таком небыстром процессе, как образование, в котором почти не бывает стремительных прорывов. Здесь нужна кропотливая, упорная, повседневная работа. Приоритеты которой у разных вузов даже одной страны отличаются весьма существенно.
К примеру, эксперты Московской школы управления «Сколково» делят российские вузы на две большие группы. В первую входя так называемые глобальные университеты (в частности, те, что фигурируют в рейтинге QS). Их роль — определять «дизайн» системы высшего образования страны. Они —"горный хребет«, который определяет «климат» национальной высшей школы. Такие вузы являются стандартом качества, и их лидеры задают направление дискуссии о высшем образовании. Несмотря нанациональную укоренённость, они соревнуются на мировом рынке за таланты, проекты и влияние.
Гораздо большую группу составляют так называемые регионообразующие университеты.
Что это значит?
«Это значит, — полагают исследователи „Сколково“ Андрей Волков и Дара Мельник, — что университет имеет проактивную позицию во взаимодействии с региональными индустрией и правительством, принимает участие в разработке стратегии и берет на себя часть ответственности за развитие региона. Наряду с образованием, исследованиями и инновациями это еще одна миссия университета».
Регионообразующие университеты должны быть порталом, по которому идеи с глобального уровня переходят на региональный. Но это не должна быть профанация, упрощение при адаптировании идей к «почве», полагают в «Сколково»: нужно, чтобы у региональных вузов были собственные интересные исследовательские, R&D и образовательные предложения для партнеров за пределами региона.
Региональные вузы должны доступны для всех желающих, но по-разному. Здесь должны найти для себя сверхсложные треки талантливые и требовательные молодые люди, но здесь же должно быть и массовое «незаурядное образование для обычных людей». Так, например, определял свою миссию вуз Мичигана, считающийся одним их успешных примеров регионального университета мирового класса. Плюс к этому, в региональном вузе должна быть система дополнительного образования для всех возрастов и всех групп локального населения — от предпринимателей до учителей. При этом программы должны быть так по-разному хороши в разных регионах, чтобы студентам хотелось не только уезжать, но и приезжать.
Насколько смог понять СамолётЪ из прошлогодней беседы с ректором ЧГУ Дмитрием Афанасьевым, все три упомянутые составляющие сегодня присутствуют в стратегии развития вуза. И это, в общем, вселяет оптимизм...
Сергей Михайлов
СамолётЪ