Отпуск мечты. Каким представляют себе идеальный отпуск в разных странах?
Для начала немного статистики: По данным опроса исследовательской компании Ромир, число путешественников среди городского населения составило 70%. Зарубежный отдых на море предпочитают 37% респондентов, в России — 38%. Среди отечественных курортов пальму первенства держит Краснодарский край и Крым. Среди зарубежных пляжных курортов лидируют турецкие. После закрытия Египта, интерес россиян переключился на Италию, Грецию, Испанию, Абхазию, Болгарию и Грузию. Дачный отдых привлекает 33% россиян, в санатории выезжает 4% респондентов. Проводит отпуск дома 12% граждан.
Если вы выезжаете за рубеж, вы можете встретить людей разных национальностей. Поэтому, не лишним будет знать их привычки и манеру поведения, чтобы избежать недоразумений.
Европейцы
Большая часть европейцев предпочитает отдыхать на тёплых морских курортах Южной Европы. Немцы и французы — в Испании, англичане — в Португалии, а скандинавы любят Грецию.
Экзотические направления пользуются спросом у всех. Но немцы выбирают раскрученные страны, а французам больше по душе собственные бывшие колонии. Поэтому, например, голландец поедет в Таиланд, а француз, скорее, в соседние Лаос или Камбоджу. Экзотические направления на туристическом рынке погоды не делают. Потому что для француза полететь, например, в Марокко — рутинное событие, недельный тур в Северную Африку можно купить в любом супермаркете за $500. Покупка путешествия стала настолько обыденной, что в Европе туры, пользующиеся массовым спросом, теперь продают в больших магазинах наряду с сыром и колбасой.
Сейчас в Европе мало кто берет большой отпуск один раз в году, предпочитая несколько раз делать недельные вылазки. А сокращение рабочих часов в неделю привело к тому, что страшно популярными стали поездки на выходные. В отличие от нас европейцы не обременены необходимостью проводить свободные летние дни на даче, вскапывая грядки и окучивая картофель. В результате Европа переживает бум строительства маленьких дешевых гостиниц с элементарным набором услуг и довольно спартанскими условиями проживания (то есть рассчитанных на то, что путешественники в них только ночуют).
Но надо сказать, что даже в этих коротких вылазках есть свои национальные оттенки. Немцы, к примеру, больше путешествуют на автобусах, часто это сотрудники одной фирмы. Французы, наоборот, категорически не хотят видеть знакомых лиц во время отдыха, поэтому путешествуют на машинах.
С другой стороны, те же французы по причине крайней неприязни к английскому языку очень любят останавливаться в отелях, где обслуживающий персонал говорит по-французски. Если в путеводителе написано, что отель принадлежит французу или в нем, помимо непременного английского, говорят еще по-французски, можно не сомневаться, что большую часть его постояльцев будут составлять французы.
Американцы
Большую часть своих отпусков американцы проводят на родных просторах. Да и с климатическими зонами этой стране повезло: курорты Калифорнии, Флориды, не говоря уже о райском уголке — Гавайях.
Каждый житель США считает делом чести посетить один из парков Диснея как минимум трижды в жизни — во времена собственного детства, потом со своими детьми, потом с внуками.
Из заграничных территорий американцы больше всего освоили соседнюю Мексику, особенно ее пляжи. Многие ездят отдыхать в Коста-Рику, благо она тоже близко.
Из стран Старого света янки больше всего жалуют Англию, которая интересует их, главным образом, как историческая родина. Поскольку у американцев нет древних родовых гнезд на родине, они едут в Англию в поисках корней.
Как ни странно, в Париж, который уже многие годы остается одной из любимых американскими туристами столиц, многие из них ездят за тем же.
Граждане США настолько нравятся самим себе, что в них живет неистребимая уверенность в том, что их любят всюду. Скажите, какому здравому человеку, если он родом не из США, может еще прийти в голову, что американцы нравятся парижанам? Хотя сказать, чтобы их ненавидели, а тем более относились к ним презрительно, нельзя: как богатые туристы (а любой среднестатистический американец богаче любого среднестатистического европейца) они желанные гости в любой стране. Особенно для служащих отелей, официантов и таксистов — американские туристы не скупятся на чаевые.
Ведут себя за границей жители американского континента непосредственно, как дети. Они общительны и охотно вступают в разговоры. Говорят громко, поэтому американца всегда слышно за версту. Они очень любят в путешествии вести дневник.
Во время заграничных вояжей американцы непременно занимаются одним из любимейших национальных видов спорта — посещением магазинов, где проходят распродажи. Слово sale действует на жителей США магически. Любая хозяйка будет необыкновенно счастлива после приобретения на распродаже где-нибудь в Берлине костюма, который у себя дома она могла бы купить по цене, вдвое меньшей даже без всяких скидок.
Что касается туристической моды, то нынешнее повальное увлечение экологическими турами пришло в США из Европы. Люди платят большие деньги за то, чтобы, например, сидя где-нибудь на болоте, наблюдать за птицами. Из других малопонятных нам американских увлечений выделяются поездки, организуемые только для женщин. Это вовсе не означает, что эти туры предназначены для лесбиянок (хотя есть и такие, но это всегда указывается особо примечанием only lesbians). Просто у американских женщин почему-то иногда возникает потребность отдохнуть от общества мужчин. Как правило, женщинам предлагаются поездки с культурным уклоном и туры спортивной направленности.
Вообще, американцы обоих полов любят проводить отпуск активно. Это здоровая нация, и даже отъявленные толстяки весьма подвижны. В еде янки неприхотливы, но всем видам пищи предпочитают ту, что подается в американского типа закусочных, распространившихся по всему миру.
Про еду
Уж если зашла речь о еде, то нельзя обойти вниманием такую тему, как привычка разных народов питаться определенным образом. Не случайно же появление в курортных местах, куда приезжает много иностранцев, национальных ресторанов, всех этих американских «Макдоналдсов», итальянских пиццерий, а то и русских пельменных. Многие отели, которые специализируются на обслуживании туристов из одной страны, подстраиваются под привычную им кухню.
Одна туристка, случайно оказавшаяся в турецкой гостинице, где обычно живут шведы, была очень недовольна едой. В Турции, как известно, кормят не только обильно, но и довольно вкусно. А в этом отеле ей пришлось давиться картофельными салатами, которые любят шведы. В конце концов она предпочла питаться на стороне. А на вьетнамском курорте Вунгтау в гостинице, где часто останавливаются группы из России и Украины, могут подать мясо в сухарях и макароны — продукты, с точки зрения любого нормального повара-вьетнамца, совершенно несъедобные.
Особенно непросто отелям, где останавливаются туристы из Израиля, потому что многие израильтяне едят только кошерную пищу. Гид на Мадейре рассказывала историю о том, как на их остров приехала группа из этой страны. Они привезли с собой недельный запас еды, которой забили все холодильники отеля. И несколько человек из группы все время торчали на кухне, чем окончательно выбили из колеи португальских поваров.
Японцы
Подавляющее большинство молодых японцев, которых мы встречаем в местах туристического паломничества, учится и работает в Европе или США. Те, кто живет в Японии, практически не выезжают за ее границы. Причин тому несколько.
Во-первых, в Японии с трудом приживаются заморские веяния, все, что не японское, глубоко чуждо, а потому и не интересно. У японцев просто нет повода куда-то ехать и что-то смотреть.
Во-вторых, средний японец — человек достаточно небогатый, а поездки все-таки дороги.
В-третьих, японцы все время заняты работой. Брать отпуск, даже двухнедельный (а больше не бывает), просто не принято. Люди годами и десятилетиями работают без отдыха. Поэтому могут позволить себе дальние вояжи только обеспеченные пенсионеры.
Понятие уик-энда для Японии тоже неактуально. Всего несколько лет назад страна перешла с шестидневной рабочей недели на пятидневную, а во многих корпорациях это новшество так и не прижилось. И неудивительно. В японском менталитете производство занимает главенствующее место. Даже в корпорациях, работающих по западному образцу, если рабочий день заканчивается в шесть, сотрудники остаются на работе часов до восьми. И уж совсем не принято покидать рабочее место раньше начальника. Отдых в выходной день тоже не всегда планируется самостоятельно. Если начальнику захотелось в воскресенье идти играть в гольф, никому из его подчиненных не придет в голову отказаться от такого предложения, несмотря на то, что гольф в стране, где земля ценится на вес золота, — развлечение весьма дорогое.
За границу почти все без исключения японцы ездят группами. На индивидуальные поездки решаются либо серьезные бизнесмены, либо совсем уж маргиналы.
Ездят туда, куда принято ездить, а потому географический разброс туров невелик. Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Владивостока вполне достаточно для знакомства с миром. Ни Африка, ни Ближний Восток, ни Юго-Восточная Азия интереса не вызывают.
Руководитель группы на время поездки становится для туристов начальником, поэтому слушаются его беспрекословно. Да это и просто потому, что программа предельно конкретна. Японцы знают, что в Париже полагается посетить Лувр. И все как один идут в Лувр, где проводят строго определенное количество часов. Или знают, что сумку надо покупать в магазине «Шанель». Все идут в магазин «Шанель» и покупают совершенно одинаковые сумки. Вот, кстати, про нашу Третьяковку не знают, так и не ходят туда. Обязательная программа в Москве сводится к посещению «Большого театра, Большого цирка и Арбата».
Японцы не увлекаются горными лыжами, а уж отдых у моря для них и вовсе бессмысленное занятие. Плавать они не любят, а от солнечных лучей просто прячутся — чем светлее кожа, тем красивее человек (впрочем, то же самое вам скажет и любой житель Юго-Восточной Азии и Китая). Что же касается отдыха с детьми, то он у японцев отсутствует. Детям-то от чего отдыхать?
Русские
Как любим отдыхать мы, то есть русские, сказано много. Выпиваем, безобразничаем, ломаем мебель и швыряемся долларами направо и налево.
Мы предпочитаем любой естественный водоем бассейну, с презрением оглядываясь на плещущихся в хлорированной воде немцев. Нам однозначно нужна волна, даже если это огромная волна Индийского океана. Бассейны — это исключительно место ночных купаний, даже если над бассейном висит табличка, предупреждающая, что после 10 вечера купаться запрещено. Что ж нам, и охладиться нельзя?
Как и французы, мы любим, когда в отеле к нам обращаются по-русски. В отличие от французов не из снобизма — на других языках мы чаще всего просто не умеем разговаривать. По этой же причине стараемся за границей держаться кучно в надежде, что хоть кто-нибудь поможет нам объясниться с местным населением. Впрочем, есть и другая категория, обычно из числа индивидуальных туристов, которая первым требованием к отелю предъявляет отсутствие в нем соотечественников. При этом такое условие часто мотивируется тем, что в отелях, где много наших, хуже обслуживание. Возможно, в этом есть зерно истины. Во всяком случае во многих московских турагентствах перестали работать с одним из шикарнейших отелей таиландского курорта Паттайя , который некогда был очень популярным у наших туристов. Как рассказал менеджер, наши туристы совершенно неправильно ведут себя: они не любят давать чаевых, но любят выпивать с прислугой, из-за чего эта прислуга теряет всякую субординацию. В общем, нет таких пяти звезд, которые российский турист не смог бы превратить в советский санаторий.
Экстремальные туристки не прочь завести курортный роман, причем в отличие от европейских женщин, которые предпочитают разводить амуры с соотечественниками, частенько проявляют интерес к местному населению. За что турки, египтяне и прочие южные люди очень ценят русских женщин.
Впрочем, все эти приметы русского туриста понемногу уходят в прошлое. Деньгами теперь так не бросаются. Даже туристы, заказывающие дорогие туры, уже не требуют лучший отель — навороченными номерами теперь никого не удивишь. Зато в дополнение к пляжному отдыху все большим спросом пользуются экскурсии. Прежде чем выбрать курорт, многие спрашивают, а есть ли в окрестностях что-нибудь интересное.
Потихоньку осваиваем мы и науку заграничного путешествия дикарем, тем самым теряя всякие национальные отличительные особенности. Потому что бэкпекеры, то есть люди, путешествующие с рюкзаками, одинаковы во всем мире. Они живут в одних и тех же дешевых гостиницах, едят в одинаковых дешевых кафе, перемещаются на автобусах и бездельничанью на пляже предпочитают осмотр окрестностей. По внешнему виду и манере поведения вы никогда не отличите бэкпекера — австралийца от француза, американца от шведа. Разве что японца опознаете. И то только по разрезу глаз.
Ольга Белова
СамолётЪ