Картинки с форума. Последний рекорд Вологодской области на ПМЭФ-2108 и стратегический выбор Алексея Мордашова
Вологодские «рояли в кустах»
На очередной Петербургский экономический форум регион традиционно привёз «хорошо подготовленные импровизации» — практически все предъявленные публике инвестиционные соглашения или же протоколы о намерениях уже успели в течение прошлого и в начале этого годов «засветиться» в информационном поле. Главных адресатов у них два — это, конечно, Администрация президента, которой, в первую очередь, нужно показать умение команды губернатора работать с инвесторами. Во-вторых, это внутренняя аудитория региона, которой тоже нужно показывать положительную инвестиционную динамику. Цифры должны меняться, даже, если это практически никак не сказывается на улучшении качества жизни большей части населения...
Особенность нынешней губернской «ярмарки достижений» в том, что, как и предсказывалось, главные «якорные» инвесторы региона — «Северсталь» и «ФосАгро» — завершили свои очередные крупные инвестиционные циклы в регионе. Поэтому череповецкий металлургический гигант вообще отсутствовал в перечне заключённых соглашений, а протокол о намерениях с «ФосАгро» явно был заключён к профессиональному празднику и содержал не конкретные обязательства, но планы семьи Гурьевых «продолжить реализовывать на Вологодчине крупнейшие инвестиционные и социальные проекты».
Инвестиционную паузу металлургов и химиков надо было объяснять. Её объяснили «новым импульсом развития альтернативных отраслей промышленности для диверсификации экономики региона». Именно такими словами в своём комментарии описал происходящее губернатор Олег Кувшинников.
На форуме «новый импульс» проявился в планах строительства АФК строительства производства на Вологодчине CLT-панелей для деревянного домостроения, в проекте по выращиванию сёмги под Вологдой, в интересе компании «Май Фудс» к дешёвому вологодскому лесному сырью — иван-чаю, а «Почта Банка» — к сельским почтовым отделениям Вологодчины...
«Успешный результат форума еще раз продемонстрировал, что в Вологодской области создан благоприятный деловой климат, который дает региону уникальную возможность привлекать инвесторов. В этом году мы прогнозируем объем инвестиций более 125 миллиардов рублей», — рассказал Олег Кувшинников.
А в это время в Череповце на мероприятии под названием «Ассамблея предпринимателей» первый заместитель Кувшинникова Антон Кольцов рассказывал о том, что условия «благоприятного делового климата» в регионе перестают привлекать инвесторов, что конкуренция между субъектами за немногочисленных инвесторов России обостряется.
О том, каков порядок этой конкуренции можно судить по заявлению, сделанному на этой неделе заместителем председателя правительства Московской области — министром инвестиций и инноваций Денисом Буцаевым. Министр назвал меры поддержки инвесторам, готовым вкладываться в развитие молочного производства на территории области, предлагаемые подмосковным правительством: компенсация до 35% капитальных затрат на создание новых ферм и до 50% стоимости оборудования, которое используется при модернизации.
Антон Кольцов, правда, заявил, что и правительство Вологодской области тоже пересмотрело свой пакет льгот для инвесторов и готово будет объявить его новое содержание уже в начале лета.
Куда смотрит Мордашов?
Петербургский форум показал, что проблемой диверсификации озабочен не только вологодский губернатор, но и его бывший работодатель — глава «Северстали» Алексей Мордашов. Во всяком случае он был очень активен на площадке форума (и, наверняка, вне её) в поисках и новых вариантов господдержки своего бизнеса (особенно в той части, что попала под американские санкции), и новых вариантов продвижения продукции.
В первом случае Мордашов изящно упаковал в предложение сотрудничества в инновационной сфере запрос на государственную финансовую помощь «Силовым машинам», оказавшимся в сложной ситуации из-за скандала с крымскими турбинами.Так глава «Северстали» в интервью «Известиям» заявил, что «мы никогда не будем просить денег у государства». И объяснил: всё, чего он просит — level playing field — о выравнивании условий конкуренции.
«Если нас не допускают на какие-то рынки, не дают нам возможностей, мы просим правительство помочь нам в компенсации этого. Речь идет о защите рынков, помощи в доступе на рынок», — заявил Мордашов.
А ещё Мордашов предложил «сложить вместе деньги государства и «Силовых машин» для решения вопросов, важных для страны, имея в виду уже прозвучавшую в обращении предпринимателя к Дмитрию Медведеву идею разработки технологии производства газовых турбин.
Дополнительные «плюсы» череповецкий предприниматель заработал и на инициативе поддержки национального проекта повышения производительности труда. Прямо на форуме Алексей Мордашов и министр Максим Орешкин подписали соглашение об обмене опытом и информацией в области производительности труда. Документ также предполагает создание Центра компетенций, на базе которого будет выстроена система регулярного обсуждения инициатив в области повышения производительности труда. Наконец, в рамках соглашения «Северсталь» и Минэкономразвития планируют реализовывать совместные проекты с участием соответствующих региональных центров.
Комментируя документ, Алексей Мордашов заявил, что передовые российские предприятия давно и серьезно работают над повышением производительности, развивая свои производственные системы. И сегодня их показатели эффективности «не уступают, а часто даже опережают зарубежные». В доказательство глава «Северстали» привёл бизнес-систему своей компании, которая позволяет ей быть мировым лидером по рентабельности в чёрной металлургии.
Но самым сенсационным сообщением форума, связанным с Алексеем Мордашовым, стало заявление о подписании соглашения между компанией «Севергрупп», управляющей активами Мордашова, и «Газпромом», направленном, как говорится в релизе, «на развитие инновационных технологий и импортозамещение в газовой отрасли».
Речь идёт о взаимодействии по вопросам освоения и локализации на территории России технологий строительства заводов СПГ, создания оборудования для них, разработки отечественных инновационных материалов для обустройства морских месторождений.
Заявление пока не детализирует конкретные проекты, но даже общего описания достаточно, чтобы представить себе масштаб перспектив, которые открывает соглашение. Это уже не просто «бодание» с конкурентами за кусок заказа «Газпрома» на производство труб большого диаметра. Это уже даже не только металлургия. По сути, речь идёт о превращении холдинга Мордашова в высокотехнологичного партнёра «Газпрома», отрезанного санкциями от западных технологий, партнёра, который должен помочь компенсировать потери такой изоляции. Для самого Мордашова — этот альянс даёт возможность удовлетворить амбиции по освоению и практическому применению достижений новой индустрии. И обращение именно к «Газпрому» в этой ситуации совсем не случайно — просто в России не так много компаний, не просто заинтересованных в новых технологиях, но и способных оплатить их производство и внедрение. И большинство из них работают именно в сырьевом бизнесе.
То, что компании, подобные «Газпрому» и «Роснефти», были и остаются опорой не только политической системы страны, но и её высокотехнологичного бизнеса, не желающего эмигрировать, с особой отчётливостью стало понятно после последних санкционных атак. И это вынуждены признать все — не только Алексей Мордашов, но и, например, Герман Греф, который на форуме в Питере вынужден был взять назад свои, сказанные некогда в полемическом запале, слова о «ненужности «Газпрома» для будущей инновационной экономики России...
Илья Неведомский
СамолётЪ