«Дети Путина». Маленькая вологодская команда в Новосибирске рискует попасть в политический цугцванг
О такой опасности практически открытым текстом говорится в последнем комментарии Агентства политических и экономических коммуникаций. Аналитик АПЭК Игорь Даченков указывает, что «при определённых условиях у избирательной кампании в Новосибирской области есть все шансы на то, чтобы снискать лавры самой сложной в этом электоральном сезоне».
«Армия путинского большинства»
Врио губернатора Новосибирской области выступал дольше своих соперников по партийным праймериз, которые можно смело назвать «техническими» (глава района, некоммерческой организации и ректор университета). И в этом выступлении удивительно сплелись и просьба о поддержке, и почти неприкрытая угроза.
Казалось бы, это противоречит духоподъёмному заявлению самого Травникова, которое он в качестве заявленного участника праймериз «Единой России» в Новосибирске сделал на региональном партийном форуме, состоявшемся в среду.
Новосибирская область — политически активный и сложно управляемый регион в электоральном плане. Протестная активность новосибирских избирателей всегда была «притчей во языцех». Достаточно вспомнить неожиданную и яркую победу оппозиционного кандидата от КПРФ Анатолия Локотя на выборах градоначальника третьего мегаполиса в России в апреле 2014 года.
«Мне нужна поддержка, и я прошу ее у вас. Прошу ее как на этапе внутрипартийного голосования, так и на всем протяжении кампании. Наша задача — не только обеспечить безоговорочную победу на выборах 9 сентября, но уже сейчас приступить к реализации планов по развитию Новосибирской области, которые поставил перед нами Владимир Путин», — заявил Травников. Кстати, в этих планах региону обещаны рост экономики, развитие науки, образования и рост доходов населения.
Испрашивая поддержку, Травников сделал комплимент новосибирской элите, назвав её «армией путинского большинства». И немедленно пригрозил тем, кто не считает себя частью этой армии:
«Наши земляки могут разобраться в ситуации. Они видят, что зачастую за многолетними теплыми объятиями и похлопыванием по плечу, за красивыми эмоциональными выступлениями и лавированием скрываются личные политические амбиции или многолетние коммерческие связи. Я уверен, что именно „ЕР“ будет той силой, которая поможет всем нам победить, и поможет сделать наш регион регионом-лидером», — сказал врио новосибирского губернатора.
Синдром «варяга»
Самое печальное, что значительная (если не большая) часть новосибирской элиты Андрея Травникова «земляком» не считает. А новосибирцы, как патриоты своей территории, не очень любят приезжих политиков. Этот факт в своём анализе отмечает и АПЭКЮ, подчёркивая, что «в рамках стратегического образа ВРИО жизненно необходимо стать своим для новосибирских избирателей». Травникову нужно им понравиться, продемонстрировать и на словах, и на деле, что он болеет душой за Новосибирск, приехал сюда всерьёз и надолго, готов работать во благо области.
Похоже, у него это пока получается не очень хорошо. Возможно, это связано с дефицитом времени — врио губернатора ещё просто не успел себя проявить в Новосибирске. Но, вполне может быть, это связано ещё и с отсутствием опыта настоящей электоральной борьбы.
В футболе есть понятие «игра на чистых мячах» — когда игрок прекрасно проявляет себя на поле, отдаёт точные передачи и даже забивает голы, но только в отсутствие прессинга со стороны соперников и борьбы с ними.
Политическая биография Андрея Травникова, во всяком случае, последнего времени— это сплошная «игра на чистых мячах». Извлечённый волею президента из глубокого кадрового резерва Травников был отправлен в Вологду, где его быстро вспомнили благодаря другу и соратнику ещё со времён работы на «Северстали» и в Череповецкой мэрии, — Олегу Кувшинникову. Который сделал всё, чтобы преодолеть недовольство вологодской элиты. А оно было — но не столь сильное и не столь явное, как в Новосибирске.
Где, например, против врио из Вологды настроены такие тяжеловесы, как бывший губернатор Красноярского края и Новосибирской области, экс-полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Который стал советником мэра Новосибирска, коммуниста Анатолия Локотя, заявившего, что будет соперничать с Травниковым на губернаторских выборах.
Неделю назад Толоконский в интервью «НДН.Инфо» жестко раскритиковал Травникова, заявив, что тот «не может принимать никаких решений, он может только выполнять», не нацелен на местных и постоянно советуется с Москвой. «Мы с ним не один раз разговаривали, он вроде бы слушать умеет, кивает, но последствий нет, реакции нет. Придумать ничего не может», — заявил советник мэра, пообещав, что осенние выборы будут «настоящими».
Мобилизация и противодействие
Таким образом, против Андрея Травникова начинает мобилизовываться местная элита, которая сама желает определять своего будущего «вожака». Протестный электорат со стороны оппонентов Травникова, по отзывам наблюдателей, уже мобилизуется. Прежде всего, в компактной региональной столице («красный анклав» в городе — Советский район), а это почти половина избирателей области. Плюс Бердск, Кольцово, Обь, Искитим, Барабинск — муниципалитеты, где традиционно на выборах всегда был высокий уровень поддержки коммунистов и их представителей.
Толоконский, отмечают эксперты, хочет показать, что он самостоятельный игрок, а его влияние выходит за пределы региона, поэтому он рассчитывает на победу Локотя. Еще один человек, близкий к администрации, полагает, что Толоконский таким образом пытается вести торг за возможный пост областного премьера или председателя областного парламента: «Администрацию президента уверили, что Толоконского и Локотя можно утопить в компромате, хотя они оба для Новосибирска свои в отличие от Травникова. Поэтому не исключено, что иркутская ситуация повторится, пройти муниципальный фильтр шансы у Локотя есть».
Напомним, что «иркутская история» — это история коммуниста Сергея Левченко, который в 2015 г. победил на выборах в Иркутске губернатора-единоросса Сергея Ерощенко.
С «утоплением в компромате», очевидно, связан переезд в Новосибирск ещё одного вологжанина — бывшего руководителя вологодской телерадиокомпании Игоря Павлова. Он назначен руководить такой же государственной телерадиокомпанией в Новосибирске.
Учитывая местный свободолюбивый дух журналистской братии, можно предполагать, что интеграция Павлова в местное медиа-пространство будет не простой. Тем более не простой, что связана она, как и у Травникова, с дефицитом времени и таким же, как у врио, статусом «варяга».
Противостоять же ему будут закалённые местные кадры политтехнологов из команды Локтя, таких, как известный в Новосибирске Виктор Игнатов.
Между тем в биографии Игоря Павлова практически не было политтехнологических кампаний, которые бы проходили «на сопротивление». Начиная с того, что он в качестве пресс-секретаря перешел от губернатора Позгалёва к губернатору Кувшинникову. Его информационная и политтехнологическая работа при сильных губернаторах-лидерах заключалась в основном в «поддерживающих» действиях.
По сути, и у Травникова, и у Павлова в Сибири сегодня есть только одна мощная поддерживающая сила — Администрация президента. Они — «дети Путина», отправленные им в дальний сибирский поход.
И грядущие выборы могут показать, что поход этот не так прост, как бы хотелось. Так, например, считает политолог Александр Кынев: «Власть сама спровоцировала недовольство, назначив человека, не имеющего никакого отношения к региону. Было бы странно, если бы регион с такой развитой оригинальной идентичностью и с элитой, которая неоднократно консолидировалась и выступала против разных политических фигур, воспринял спокойно такое унижение».
Даже если Травников станет губернатором, ему ещё долго и с неочевидным результатом, возможно, придётся преодолевать это недовольство...
Илья Неведомский
СамолётЪ