Русский характер

 

 

 

 

 

Первое золото олимпийской сборной России было, как и должно быть, не получено, а завоевано. Вопреки всему: прогнозам, раскладам, невезению, планам соперников. И только благодаря настрою и характеру двух наших лыжников, в сущности, совсем еще мальчишек. Характеру, о котором мы, было, стали уже забывать…

 Честно признаюсь, тоскливо и грустно было на душе в первые, безмедальные для нас дни Олимпиады не столько из-за вопиющего недостатка самих наград, сколько от общего вида наших спортсменов, выходивших на старт как-то обреченно, с потухшими глазами и опущенными плечами. Это соперники пытались что-то и кому-то доказать. Россияне в массе своей боролись не столько с ними, сколько с погодой, со снегом, со льдом, а больше – с самими собой, такими, как оказалось неготовыми оправдывать наши надежды. И огрызались как, издерганная Светлана Слепцова: «Мы никому ничего не должны». 
 

Немыслимо было представить такие слова в устах кого-нибудь из славной плеяды советских спортсменов, даже не ставших чемпионами. Так уж они были воспитаны, такой уж у них был характер.
 

С тех пор многое изменилось – не стало страны, идеологии «отличников», мало, что осталось от системы, воспитывавшей победителей. Но что-то же должно было остаться, не могли же бесследно кануть в лету сорок лет олимпийских побед.
 

Так думалось перед каждым видом программы первых четырех дней Игр, где участвовали спортсмены в форме цветов российского флага. Не очень верилось уже, но где-то глубоко внутри надежда теплилась…
 

И на пятый день она ожила и расправила, наконец, затекшие крылья. Не знаю, смотрели ли наши мужчины, участники лыжного спринта, что творила в параллельных женских забегах словачка Мадич: как она со сломанными ребрами, превозмогая боль, неистово «рвала» дистанцию и соперниц от каждого старта и до самого финального финиша, где последним усилием, уже потеряв сознание, все-таки выхватила у Фортуны свою заслуженную медаль.
 

В любом случае, почти все они сделали в этот день все, чтобы не было стыдно – ни им за себя, ни нам – за них.
 

Особенно два самых молодых наших парня. 22-летний Никита Крюков и 20-летний Александр Панжинский. Оба молодцы. Но, на мой вкус, больше добрых слов в тот день заслужил именно вчерашний юниор Саша. С неожиданной для своего возраста и рейтингового статуса уверенностью он в каждом забеге шел впереди всех, не оглядываясь на куда более именитых соперников, буквально подавляя их своей мощью. Будущий олимпийский чемпион, если честно, именно товарищу по сборной обязан своим попаданием в финал: Панжинский закрутил такой темп на дистанции, что даже третье место Крюкова оказалось «счастливым».
 

И в финале могучий богатырь  Панжинский «тащил» маленького Крюкова за собой. Тащил до самой ленточки. Казалось, уже самому Александру ничто не может помешать стать чемпионом. Уже и норвежец бросил бороться, но хитрец Никита, отсидевшись за широкой спиной товарища, все-таки сделал решающий выпад…
 

Безусловно, и эти ребята могли проиграть. Но они не позволили себе сомневаться и сделали все, чтобы победить. И стали первыми. Потому что, кто-то их так воспитал, потому что такой уж у них характер. Русский характер, о котором мы стали уже забывать.
 

В последнее время нам часто бывает обидно за свою страну. Горше того – нам нередко бывает за нее стыдно. А стыдно за нее бывает тогда, мне так кажется, когда самим ее жителям уже становится ничего не стыдно, в первую очередь, не стыдно за самих себя.
 

Но уж никак не может быть стыдно за страну, у которой есть такие мальчишки.

Сергей Бесков
«РМ»
18.02.10.

Фото: Reuters

Поделиться
Отправить