Алексей Мордашов наш Илон Маск? В этом году предпринимателей сблизили финансовые проблемы их компаний
«Разорится?», — не скрывая злорадства, написал на одном из череповецких сайтов автор заметки, посвящённой грустной новости из жизни хозяина градообразующей «Северстали». Алексей Мордашов, «Силовым машинам» которого американские санкции серьёзно перекрыли финансовый «кислород», вынужден снова обратиться за поддержкой к государству.
Зарубежные банки отказываются проводить платежи компании в долларах, а из-за необходимости переводить операции в другие валюты у компании выросли издержки.
Как рассказывают источники, Мордашов предложил Медведеву льготное финансирование проектов «Силовых машин» через Российский экспортный центр — до 85% от суммы проекта, рекомендации ЦБ банкам, чтобы те также предоставляли льготные кредиты компаниям под санкциями. Также Мордашов просит запретить госкорпорациям и госкомпаниям, в частности «Росатому», «РусГидро», «Газпрому», «ИнтерРАО» и «Ростеху», требовать у «Силовых машин» предоставления госгарантий.
Интересно, что это уже третья в этом году попытка Алексея Мордашова получить дополнительную господдержку.
В этом году это уже не первый контакт с представителями руководства страны, в ходе которых так или иначе поднимался вопрос о содействии государства крупному бизнесу.Так в начале года глава «Северстали» лично общался с президентом Путиным по поводу затянувшейся паузы в закупках «Газпромом» труб большого диаметра. С конца 2017 года газовая госкорпорация приостановила заключение контрактов с российскими производителями труб, пытаясь сбить слишком высокие, по мнению «Газпрома», цены. Во время встречи, как особенно подчёркивают в пресс-службе «Северстали», Владимир Путин по собственной инициативе счёл необходимым выразить уверенность, что у «Северстали» будут трубные контракты. Почти сразу после встречи Мордашова с президентом трубное подразделение «Северстали» получило крупный контракт на поставку ТБД.
«Силовые машины» попали под санкции после скандала с поставкой в Крым газовых турбин, которые произвело совместное предприятие компании с Siemens (у Siemens в нем — 65%). В отчете за 2017 год компания указывала, что, по предварительным оценкам ее руководства, эффект санкций на финансовые результаты группы «не является значительным». В 2017 году при выручке в $1,2 млрд чистый убыток «Силовых машин» составил $167,4 млн.
Неожиданная убыточность совсем недавно весьма перспективного бизнеса невольно сблизила Алексея Мордашова с известным американским миллиардером-инноватором Илоном Маском. Но и до этого у них было немало общего. Это, например, близкие размеры личного состояния: $18,7 млрд у Мордашова по последнему рейтингу Forbes против $19,5 млрд у Маска. Есть и иные общие интересы — к примеру, любовь к высоким технологиям. Правда, воспитанник традиционной индустриальной школы Мордашов пока ещё несколько осторожно пробует новые технологические и цифровые инструменты, которые ему явно очень нравятся. А Маск успел на этом и прославиться, заработать. Впрочем, у него сейчас тоже большие финансовые проблемы.
Как подсчитал Bloomberg, компания Tesla Илона Маска каждую минуту теряет около $6500. В материале агентства установлен онлайн-счетчик, который показывает, сколько денег Tesla «прожгла» с того момента, как пользователь начал читать статью.
Агентство отмечает, что, если компания в ближайшее время не привлечет дополнительное финансирование, по итогам 2018 г. у нее не останется наличных средств.
Tesla уже пять кварталов подряд заканчивает с отрицательным показателем свободного денежного потока. Bloomberg напоминает, что по итогам 2017 г. у Tesla было $3,4 млрд наличных средств, при этом долг компании составил $9,4 млрд.
В ноябре прошлого года Tesla Motor отчиталась о самом большом в своей истории убытке — в III квартале 2017 г. он составил $671 млн (против $22 млн прибыли годом ранее). Компания объяснила потери расходами на развитие производства первой модели для массового рынка Model 3 и покрытие спроса на Model S и Model X.
В январе Tesla представила новую систему вознаграждения Илона Маска, рассчитанную на 10 лет. Согласно новой системе, Маск не будет получать гарантированные выплаты за свою работу. Рассчитывать на вознаграждение он сможет только, если финансовые показатели компании будут соответствовать запланированным.
Для получения первого транша Маск должен добиться увеличения капитализации Tesla до $100 млрд (сейчас — $49,7 млрд, по данным Nasdaq). В дальнейшем бизнесмен будет получать очередной транш каждый раз, когда капитализация компании будет увеличиваться на $50 млрд.
Вот в этом вся разница. Капитализация Tesla, как и её возможное (почему нет?) разорение, зависят почти исключительно от акционеров и инвесторов, которые пока ещё продолжают с завидным упорством верить Маску.
Решение финансовых проблем активов Мордашова в условиях всё сильнее опускающегося санкционного «занавеса» во многом зависит от доброй воли государства, которое ещё нужно десять раз попросить о помощи в письменной форме...
И, кстати, к злорадству по поводу гипотезы о разорении Алексея Мордашова. Автор этих строк на месте своего коллеги и существенной части жителей региона, которые разделяют его чувства, не стал бы сильно радоваться. Просто потому, что последствия банкротства «Северстали» будут для этих жителей ужасными.
Если считать, что произойдёт невероятное, и государство поднимет вдруг упавший актив, это вовсе не означает, что он будет управляться рабочими в их, рабочих, интересах. Просто частного хозяина, не имеющего власти, заменят частные люди, имеющие власть. Это будет государственный капитализм.
Но всё-таки капитализм, Карл.
Юрий Антушевич
СамолётЪ