Гарлем Заргарян: «Эйфория не должна закончиться фиаско для народа Армении»
То, что происходит сейчас Армении, включая уход бывшего руководителя страны, многие СМИ уже успели назвать «бархатной революцией». Консолидация позиций самых широких слоев населения и их гражданская солидарность в совокупности с изначальной нейтральностью внешних сил, следящих за развитием событий в Армении, позволили обеспечить бескровность происходящего.
Однако практически всё, что пишется сейчас об одном из самых близких и дружественных России государств, это — взгляд со стороны. Мы же решили поговорить на непростую тему с руководителем общественной организации армянской диаспоры в Вологодской области Гарлемом Заргаряном — человеком, которого армянские события в буквальном смысле задевают за живое, потому что происходят на его родине, там, где живут родные и близкие люди.
— Как вы определяете то, что сейчас происходит в Армении?
— Я думаю, что это в определенной степени выражение воли народа. В Армениипроизошла культурная революция, народ восстал против существующего режима, можно так сказать, но достаточно культурно, без жертв, без погромов. Консолидировано высказал свой протест против того правления, которое на сегодняшний день существует в Армении.Что я могу сказать? Я по происхождению армянин и человек, живущий в России, в Вологодской области. Воля и желание перемен для народа, живущего в Армении, является последствием их жизненного уровня. Этим обусловлен протест, который народ выразил против правительства.
— То есть в основе протеста лежат условия жизни, которые не устраивают большую часть населения?
— Да. Я бы даже сказал, что в диаспоре условия жизни намного выше, чем у армян, живущих в Армении. Наверное, из-за этого и протестует народ. Почему народ должен жить за пределами родной страны лучше, чем в самой стране? Как я к этому отношусь? С большой горечью. С большим непониманием, что происходят такие события. Я избегаю слов «бархатная революция». Потому что это не «бархатная революция», это протест народа, я бы так это назвал. Народа, который просто устал выживать, который не видит перспективы. Я имею в виду, например, армянскую эмиграцию. Образовательные учреждения в Армении имеют очень высокий уровень. А люди, получая хорошее образование на родине, вынуждены для дальнейшего карьерного роста — научного, профессионального, творческого — уезжать из страны. А так не должно быть.
— То, что сейчас происходит в Армении может негативно сказаться на её отношениях с Россией?
— Могу сказать — конечно, это плохо. Внутриэкономические проблемы в стране рано или поздно начинают отражаться на внешнеполитическом аспекте развития, стратегическом, геополитическом курсе страны. Как говорится, в мутной воде легче ловить рыбу, существуют определенные тенденции со стороны некоторых государств, которые вовлечены в определенную геополитическую игру,попытаться сделать Армению разменной монетой в этой игре. Я надеюсь, что Россия этого не позволит. Потому что, я читаю, Россия — это единственный стратегический и культурный союзник Армении. Это точка зрения армянской диаспоры, причём не только в Вологодской области, но и во всей России. Потому что у нас дружба — в вековых традициях, в генах. Это два христианских государства, православных, которые на протяжении веков находятся в крепкой дружбе и содружестве. Мы пережили с Россией две русско-турецких войны и доказали в них преданность друг другу.
— Как должна Россия реагировать на происходящее в Армении?
— Я думаю, отрицательно. Дестабилизация южных регионов и границ — это не в пользу России. Кому это интересно? Думаю, выводы сделают политики и определенные службы, которые занимаются геополитикой и интеграцией.
— Как могут дальше развиваться события?
— На сегодняшний момент ситуация развивается достаточно непредсказуемо. Лидер оппозиционной партии выдвинул требования проведения нового общенародного голосования на Национальное собрание, которое не соответствует конституции. По конституции, после отставки премьер-министра его место временно должен занимать вице-премьер — Карен Карапетян. И должны пройти новые выборы премьер-министра без выборов в Национальное собрание, которое в Армении является аналогом российской Государственной Думы. Это правила были прописаны после того, как страна перешла с президентской на республиканскую систему управления. Любое же нарушение конституционных прав и законов приводит к дестабилизации в обществе. Что не нужно ни Армении, ни России. Мне кажется, что разогретая толпа, люди в эйфории победы от того, что смогли так культурно, без жертв с взаимопониманием решить вопрос замены традиционной системы управления государством, они решили, наверное, что теперь им дозволено все. Надо однозначно держаться конституционного строя, потому что Конституция — это то, что является аксиомой в любом государстве.
— В стране есть авторитеты, способные успокоить людей, вернуть ситуацию в нормальное русло?
— Конечно, они есть. Допустим, партия «Выход», которое возглавляет Никол Пашенян, лидер оппозиции, всего этого движения, он может это сделать. Думаю, это связано со временем. Не должна эйфория закончиться фиаско. Мы должны понимать, что любое движение имеет начало и конец. Начало — трудное, конец может быть плачевным. Чтобы он был хорошим, нужно продумывать каждый шаг. Хочу заметить, что Армения входит в ЕЭС и ОДКБ, то есть у нас объединенные военные силы для защиты собственных территорий. Поэтому я не думаю, что какая-то угроза должна быть во внешнеполитической сфере во взаимоотношениях с Россией. Такой угрозы наверняка нет. Но предпосылки к этому могут быть. И конечно, от того, как при нынешней ситуации себя поведет Российская Федерация будет зависеть очень много.
Беседовал Юрий Антушевич
СамолётЪ