Через пять лет после Милана. Почему европейская мебельная мода опаздывает в Череповец?
Как известно, несмотря на название, череповецкий комбинат мебель не производит. Зато производит один из основных конструкционных и дизайнерских элементов корпусной и кухонной мебели — ламинированные древесно-стружечные плиты (ЛДСП). Именно плиты определяют облик мебели, которая уже занимает или ещё займёт место в наших квартирах. Естественно, каждому хочется, чтобы этот облик был близок к современной европейской мебельной моде.
Европа предлагает нам «естественность» и «натуральность»
Декоры к ноябрю
С полчаса мы с Ириной Царуш кружили по залам нового мебельного магазина и лишь пару раз её рука задержалась на выбивающихся из общего ряда «декорах» ЛДСП.
На вопрос, что ей напоминает содержимое магазина в сравнении, к примеру, с тем, что каждый год весной показывают на мебельной выставке в весеннем Милане, Ирина ответила: «Знаете, какие-то актуальные вещи всё-таки проблёскивают. Кстати, возможно, это фасады, сделанные из нашей плиты».
Хотя, признаётся Царуш, многие мебельные магазины Череповца и Вологодской области продолжают передавать своим покупателям «привет» из миланского, не очень далёкого, но всё-таки прошлого.
То, что европейская мода так задерживается по пути к нам, проблема не только, а, может быть, не столько работников торговли.
Моя собеседница рассказывает о том, как строится работа производителей «декоров» со своими потребителями — дилерами и крупными мебельными предприятиями.
В начале года в Европе начинают проводиться крупные демонстрации новых модных мебельных трендов, куда — в Кёльн и Милан — своих «разведчиков»-представителей отправляют и российские производители ЛДСП.
Ирина Царуш
Потом наши люди возвращаются домой и начинают запрашивать у своих поставщиков — производителей бумаги — основы, новые «декоры». Тщательно пересматривать существующую коллекцию.
«Начинаем смотреть текущую складскую программу: что у нас в производстве, оценивать перспективность существующих „декоров“, — рассказывает Ирина Царуш. — Понимаем, какие общие тенденции предлагают нам поставщики и потребительский рынок. Например, в этом году тренд на экологичность. С этой точки разбираем нашу коллекцию, видим, чего не хватает и усиливаем эту часть. Плюс, важный для нас вопрос ценового позиционирования. Надо учитывать, что всё новое и дорогое идёт хуже, чем новое с более низкой стоимостью. Поэтому мы предлагаем разные варианты. К августу коллекция формируется и с сентября начинается активная работа — подготовка к главной презентации года — ноябрю».
«Какие-то актуальные вещи проблёскивают»
В ноябре — второй важный этап: представление обновлённых коллекций на специализированной выставке В ноябре — второй важный этап: представление обновлённой коллекции «декоров» на специализированной выставке в Москве («Мебель и интерьер»), где в одном месте собираются эксперты мебельной отрасли, производители, поставщики мебельных комплектующих и покупатели мебели. Главное, говорит Царуш, не просто донести, но и заинтересовать потребителя новинками, готовыми интерьерными решениями, качеством исполнения материалов, сочетаниями декоров и видами структур. Как быстро новые декоры поступят в производство — вопрос времени.
Нетрудно понять почему. Консерватизм производителей мебели — производная от нашего с вами консерватизма — рядовых потребителей, которые приходят в магазин с определённым представлением о том, что такое «красиво» и как оно должно выглядеть, условно, в родной кухне/гостиной...
А в это время в Милане...
А в Милане этой весной, рассказывает Ирина, доминировала тема натуральности и естественности: смешанные оттенки, сложные приглушённые цвета (потому что в природе просто не бывает «чистых» цветов — зелёного, красного, синего). Актуален «состаренный» металл, предпочтительно золото, латунь или медь — материалы, покрытые патиной, со следами ручной обработки. Модно смешивать разные фактуры в составе одного декора. Это может быть состаренный металл или камень в сочетании с фактурой древесины. В производственной линейке ЛДСП ЧФМК уже есть декоры, максимально подходящие для мебели и помещений в стиле «лофт» (баров, ресторанов, жилых пространств). «Это декоры, которые задают тон всей коллекции и позволяют дизайнерам создавать необычные востребованные решения из, казалось бы, простого ЛДСП» — говорит Царуш. — По возникающим спорным вопросам мы всегда консультируемся напрямую с дизайнерами из столичного региона, — они напрямую работают с материалами и заказчиками, как следствие, знают, что в российском мебельной моде сегодня наиболее актуально. Я им показываю какие-то неочевидные вещи и спрашиваю: стоит или не стоит продвигать? Про бетоны мне сказали однозначно: стоит, через год это выстрелило. Но мы долго показывали и рассказывали, показывали и рассказывали...«
Тот самый «бетон» от ЧФМК
Сейчас новая тема — мрамор. Такая «Мраморная» ЛДСП. Представляете себе? Вот и мою собеседницу с коллегами опять будет мучить этот вечный вопрос: а надо ли?
«Рисунок шикарный, — признаётся Ирина. — Скорее всего будем брать».
И, конечно, говорит Царуш, всегда актуальна «классика» — любая новая интерпретация на тему структуры старого доброго дерева: ореха, ясеня или дуба. «Дубы» из моды не выходят уже давно и сегодня не совсем понятно выйдут ли вообще. На сегодняшний день они были и остаются в тренде.
«Мы в Череповце не лаптем щи хлебаем»
Ирина Царуш говорит, что и в отечественной мебельной отрасли стремительно сокращаются сроки движения дизайнерской новинки от выставочного образца до производства. Года уже вполне достаточно, чтобы масс-маркет подхватил находку премиум-сегмента. Правда, в Москве это происходит чуть быстрее, в регионах — чуть медленнее...
«Законодателями мод в мебельной отрасли являются производители кухонной мебели. Российские фабрики „Мария“, „Шатура“, „Роникон“, „Аскона“ первыми реализуют новые дизайнерские решения: смешение оттенков, фактур и материалов исполнения в одном изделии, — всё первыми воплощают и показывают они», — рассказывает Ирина.
А на ЧФМК готовы поддержать любые эксперименты. Как признаётся менеджер по маркетингу, в последние три года компания усилила своё присутствие на российских и европейских мебельных выставках (на последней стенд череповецкого комбината вырос до невероятных прежде 50 кв. метров), с одной целью: не столько привлечь новых клиентов, сколько показать свои возможности.
«Что мы в Череповце не лаптем щи хлебаем, а производим продукцию, которая отвечает мировым трендам, по качеству и прочим характеристикам не уступая европейским производителям, — увлекаясь, рассказывает Царуш. — Показываем наши возможности. Многие удивляются: ничего себе! Спрашивают: вы кто, вы из Европы что ли? Оказывается, многие не знают, что заводы, подобные череповецкому, могут производить такие востребованые материалы. Плита по своей экологичности, физико-механическим свойствам даже выше, чем европейские аналоги».
«Да, ну!», — поддавшись напору, невольно подначиваю свою собеседницу.
«Это действительно так. — принимает „подачу“ Ирина. — Потому что предприятие производит продукцию уже около 60 лет, имеет собственную техническую лабораторию, многолетний опыт в системе сертификации и стандартизации продукции. Но самое главное — желание и стремление соблюдать и развивать существующие стандарты и нормы. На этой основе вся плита ЛДСП на предприятии выпускается с пониженным содержанием формальдегида, что позволяет использовать ее в производстве мебели для детских и медицинских учреждений. В России из трёх десятков заводов только два (ЧФМК — в том числе) готовы выпускать подобного рода продукцию. Мы по праву можем этим гордиться».
Я слушаю её и думаю, что, может, и не зря в сентябре правительство страны приняло постановление о запрете на два года закупок мебели иностранного производства для государственных и муниципальных нужд. И для здоровья детишек полезнее, и для экономики ЧФМК и его клиентов, конечно.
Юрий Антушевич
СамолётЪ