«Свобода, равенство и братство»? Или почему на «левый» фестиваль приехало так много «правых»?
При этом первый секретарь комитета Ленинского комсомола Вологодской области Алексей Чекалев оказался единственным представителем левых партий и движений в фестивальной делегации региона. На двух предыдущих молодёжных фестивалях, проходивших в СССР в 1957 и 1985 годах, всё было иначе...
Своими впечатлениями Алексей поделился и с Самолётом.
— Алексей, чего ты ждал от фестиваля?
— Мне интересно было посмотреть и послушать, как живёт молодёжь в регионах нашей страны и в других странах и, честно признаюсь, мне это удалось, хотя поначалу все складывалось не очень хорошо.
— Чем же не угодил Адлер?
— Все началось уже по пути на фестиваль: мне трижды сменили гостиницу, а по приезду пришлось очень долго искать свой автобус. Наверное, организаторы сочли, что раз мы жители России, то Сочи и Адлер знаем прекрасно. Только я там был впервые, хорошо хоть волонтеры подсказали, как найти дорогу. Вообще получилось так, что все лучшее на фестивале «левых» было предоставлено иностранцам и, как ни странно, «правым». О нас вообще никто не заботился. Мало того, что поселили за 40 километров от Адлера, так еще и никакого транспорта поначалу не было предоставлено. Добирайтесь, как хотите. Таких, как я, в этом отеле поселили около 200 человек, и после двух с половиной часов безуспешного ожидания нам пришлось перегородить дорогу проходящему мимо автобусу, чтобы нас заметили и помогли добраться до Адлер-арены.
— С вами были иностранцы?
— Нет, иностранцев, конечно, поселили поближе, примерно в 10 минутах ходьбы от места проведения фестиваля. Кстати, как и членов «Молодой гвардии». Они могли пользоваться электрокарами бесплатно, нам же было нужно платить или ездить на велосипедах, у которых педали отваливались во время движения. Не понимаю, о чём в процессе подготовки мероприятия думало руководство, во всяком случае, не о том, что будет столько народу?
— Слышала, что там были какие-то проблемы с питанием...
— Да, все потому, что организаторы не ожидали прибытия такого количества народа. В первый день некоторым даже не хватило еды, люди ушли из столовой голодные. На второй день поставили полевые кухни с гречневой кашей, но и этой каши многим не хватило. А какой там был праздничный обед! Я сам по профессии повар, поэтому смотреть на это мне было, мягко говоря, не радостно: полторы поварешки супа — харчо, два биточка и ложка картошки. Ах, да! Еще чашка кофе. И все это в одноразовой посуде. Вот такой праздник, приятного аппетита! Но все эти трудности и неприятности меркли перед тем ощущением единения, которое мы испытывали на фестивале. Мы были едины!
— Много было «левых» на фестивале?
— Почти 35% от общего количества присутствующих, были коммунисты со всех стран. Некоторым не давали сойти с самолёта, без объяснений отправляли обратно. Так получилось, по-моему, с делегацией из Сербии.
Из России собралось почти 300 комсомольцев, тех, кому разрешили приехать. Из нашей области пустили только меня. Мой товарищ по комсомольской работе, как потом оказалось, внесен в чёрные списки как неблагонадежный. В свое время он был обманутым дольщиком, выступал на митингах, требовал навести порядок. Ему это припомнили и на фестиваль не пустили. Да во многих регионах так было.
С большим трудом пробились украинцы. Их свои спецслужбы задерживали на границе, обыскивали и угрожали, что если они уедут на этот фестиваль, то обратно домой могут и не вернуться. Мы были вместе почти круглосуточно, в красных куртках с надписью «Ленинский комсомол», заметные всегда и везде. Многие иностранцы, едва увидев нас, кричали: «Ленин-партия-комсомол!» Мы их не учили — они сами запомнили. С общением проблем не было, хоть основной язык и был английский, на всех мероприятиях было достаточно наушников с дистанционным переводом.
— Бывали ли вы на заседаниях наших «правых»? Интересовались ли вы тем, о чём они говорят, чем живут?
— Очень хотел узнать, но у меня не получилось попасть на эти заседания. «Молодая гвардия» собиралась за два часа до начала мероприятия, а затем охрана закрывала двери. От Вологодской области я был один, хотел побывать везде, но разорваться же невозможно! К сожалению, так и не посмотрел выступление Ника Вуйчича, но зато послушал лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова и дочку Че Гевары.
— Ну а какой-то итог всем диспутам и заседаниям был подведен на фестивале? Что молодёжь всех стран договорилась сделать вместе? Или поговорили, повозмущались и разъехались по домам каждый сам по себе?
— Девиз 19 Всемирного Фестиваля Молодежи и студентов был такой: «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — почитая наше прошлое, мы строим будущее!» Поэтому не удивительно, что там постоянно звучали слова о том, что нужно вновь сделать профессию рабочего престижной, вернуть равенство, бесплатное обучение и медицину.
Была принята резолюция, она называется «Финальная декларация». В ней говорится: «Молодёжь всего мира осуждает империализм, отмечает вклад Октябрьской революции в борьбе с ним. Нужно создать новую ситуацию на всей планете. Ситуацию, которая обеспечит основу для выживания всех людей на нашей земле. Что положит конец эксплуатации и агрессии, разрушению природы и человечества. Которая будет использовать достижения науки и техники на благо человечества, а не для интересов привилегированных немногих. Которые будут определять предпосылки для мира, равенства, солидарности, дружбы, социальной справедливости и прогресса, когда богатство, созданное трудом народов, будет использоваться самими народами для удовлетворения их потребностей».
Беседовала Наталья Григорьева
СамолётЪ