Идентифицируй это

 

 ЮРИЙ КУЗИН: «КРИЗИС МОЖЕТ К НАМ ВЕРНУТЬСЯ В ЛЮБЫХ СВОИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ»

 Несмотря на все разговоры о «преодолении кризисных явлений» расслабляться рано, считает генеральный директор ООО «ЦКСн Во», депутат Череповецкой городской Думы Юрий Кузин. По мнению собеседника «РМ», в нынешней ситуации для всех уровней власти было бы правильным четко определить причины кризиса и последовательно использовать инструменты, имеющиеся в их распоряжении. Собственно, разговор об этом Юрий Александрович начал сам, не дожидаясь вопросов. Начал с того, что волновало его в тот момент больше всего...

 - Вчера обсуждали с членами «Клуба деловых людей» новую систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, которую планируется ввести в Вологодской области. Речь идет о системе патентов. С одной стороны, она должна освободить представителей малого бизнеса от необходимости заполнения декларации и трат на дополнительные бухгалтерские услуги. С другой, вызывает вопросы у представителей бизнеса. Очевидны диспропорции в размерах ставок вмененного дохода. Например, законопроектом установлен годовой доход в 45 тыс. рублей для предприятий транспортной сферы, то есть таксист будет платить примерно 2,7 тыс. рублей налога. При этом доход, например, для медсестры установлен на уровне в 225 тыс. рублей, и она должна будет заплатить налог в размере 13,5 тыс. рублей. Тем, кто занимается народными промыслами, также вменен доход в 225 тыс. рублей. Согласитесь, изготовить и продать сувенирную продукцию на такую сумму не то что тяжело, а почти невозможно. При таком подходе непонятно, каким образом закон будет стимулировать развитие определен¬ных видов малого бизнеса. Так же не понятно, почему областным законодателям нужно было торопиться с принятием его в первом чтении, без обсуждения с индивидуальными предпринимателями…
 

Увы, это не единственный случай непоследовательности в действиях власти, действиях, которым подчас не хватает системности. Это признает и Юрий Кузин, когда говорит:
 - К сожалению, каких-то серьезных попыток по структурному изменению экономики России в последнее время не предпринималось. Хотя полным ходом идет реализация национальных проектов, разрабатываются стратегические программы, но то, каким образом решения воплощаются в жизнь, говорит о том, что все прекрасные начинания могут завершиться точно так же, как и многие другие благие намерения.
  Впрочем, в адекватности действий местных властей у Кузина сомнений нет.
 

- Я считаю, что в прошлом году на Вологодчине очень оперативно - одной из первых в России была разработана антикризисная программа. Тем самым была ликвидирована угроза социального взрыва. Это - заслуга и городских, и областных властей. В Череповце создана и реализуется программа оптимизации расходов городского бюджета. По крайней мере, нет распыления тех ограниченных ресурсов, которыми располагает городская казна. Законсервировали то, что могли законсервировать. Приостановили те проекты и программы, на которые реально не хватает средств. Статистика свидетельствует, что, несмотря на рост числа безработных, разгула преступности в городе нет. На многих промышленных предприятиях реализуются собственные социальные проекты по дополнительной занятости сотрудников. Работает центр занятости. Организуются продовольственные ярмарки, у населения появилась возможность приобретения продуктов питания по более низким ценам. Хотя с точки зрения обслуживания и сервиса, мы откатываемся от цивилизованных форм розничной торговли, примерно, лет двадцать...
 

- Да, давно в Череповце молоко из цистерн не продавали…
 

- Но для людей с ограниченными доходами это принципиально важно!
 

- Что Вы можете сказать об экономической политике, проводимой городскими властями?
 

- Экономическая политика не определяется на городском уровне. Это - государственная функция. Могут ли власти влиять на ситуацию? Могут, например, введением экспортно-импортных пошлин. Понятно, что в данных условиях необходимо стимулировать местных производителей продуктов питания. Приобретая иностранные продукты, мы фактически поддерживаем европейских фермеров, в то время как сами имеем огромные проблемы с занятостью населения. За год нахождения в кризисе власти не смогли сделать никаких практических шагов, ведущих к диверсификации экономики, изменении ее сырьевой направленности. Экономика стала еще более сырьевой - это почти в чистом виде продажа сырья почти без переделов. Однако в условиях кризиса может статься так, что важнее гнать сырье на экспорт и получать хоть какие-то ресурсы для реализации социальных проектов. Например, таких как заявленное увеличение пенсионного обеспечения. Череповец является полной проекция той ситуации, которая сложилась в российской экономике. В первую очередь, потому, что город моноструктурный, живущий за счет гигантов черной металлургии и химии.
 

- Все-таки череповецкие металлурги и химики по-разному существуют в этой ситуации…
 

- Химики сформировали пакет заказов, который дал им в условиях кризиса «запас прочности» по себестоимости продукции и стопроцентной загрузке. Плюс у них очень хорошие технологические возможности обновленного оборудования. С точки зрения конкурентоспособности продукции они оказались в большей степени готовы к кризу, чем металлурги. Но это еще не означает, что и дальше  все будет так удачно складываться. Экономика города претерпела серьезные изменения по основным направлениям, которые считались лидерами. Это - динамично развивавшийся строительный комплекс, это - стабильные металлургия и химия, это - появившееся на основе металлообработки машиностроение. Явных стабилизационных тенденций пока нет. Есть какие-то робкие ощущения, что самое плохое мы миновали. Но полагаться только на ощущения нынешнего дня нельзя. Все очень неустойчиво. Мы очень зависим от мировой экономики. Если доля экспортных доходов города в общем объеме порядка 65 процентов, то внутренний рынок находится в сжатом состоянии. Многие производители металла предпринимают не меньшие усилия по снижению себестоимости продукции, чем «Северсталь». Думаю, расслабляться пока рано.
 

- То есть вы не разделяете оптимистичные заявления о появлении «света в конце тоннеля»?
 

- А, что реально произошло за последний год такого, что в принципе могло бы изменить мировую экономику? Поменялась международная система расчетов? Нет! Изменились финансовые институты? Нет! Устранены системообразующие проблемы? Нет! Все, что было, это - попытка управления ликвидностью на уровне национальных экономик. Больше ничего. При многочисленных разговорах на самом высоком уровне реальный сценарий выхода и устранения настоящих причин кризиса не определен. Да, мы не свалились в крутое пике банковского кризиса. Да, мы ушли от дефолта, хотя это могло быть абсолютной реальностью. Однако сейчас банковская система никак не реагирует на спрос со стороны населения и бизнеса. Если не кредитовать предпринимательство, не поощрять потребительский спрос, то начнется новая депрессия. Кризис можно преодолеть только путем расширения производства (создания дополнительной стоимости) и стимулированием спроса. Поэтому, оставаясь оптимистом, я вижу, что кризис может к нам вернуться в любых своих проявлениях.
 

 - В разгар кризиса власти  инициировали разработку нового варианта стратегии развития города - «Форсайт Череповца». Что Вы думаете по этому поводу?
 

- Если нет определенного плана - краткосрочного ли, долгосрочного ли, то сложно понять, куда ты движешься. Любое движение нужно с чем-то соотносить. Нужно понимать, в какой системе координат ты находишься, какие у тебя цели, достижимы они или нет. И город в этом плане  не исключение. Если у него нет четких планов развития доходной базы, развития социальной инфраструктуры, создания благоприятных условий для проживания, нельзя говорить о том, что в перспективе все будет складываться благополучно. Экономика циклична, значит, должны появляться новые виды бизнеса, как основа будущей стабильности. Сегодня это - производства, основанные на новых технологиях. Череповец в этом направлении за последние четверть века серьезных шагов не сделал. Вторая важная составляющая «Форсайта» - развитие малого бизнеса. Во всем мире он решает две важнейшие задачи. Первая - социальная. У нас почему-то этому аспекту никогда не придавалось особого значения. Малый бизнес по старинке все еще рассматривается как налогоплательщик, но оказалось, что он почти не платит налогов (в любом бюджете это очень незначительные суммы). Зато кризис показал, что малый бизнес, ориентированный на конкретного потребителя, пострадал в меньшей степени. И занятость населения в этой сфере растет. Это и есть социальная задача. Вторая важнейшая задача - оказание определенного рода услуг. Даже человеку с высокими доходами для комфортного проживания в городе кто-то должен оказывать услуги. Если говорить о перспективных городских планах, то нельзя четко выделить и обособить экономический раздел. Экономика и социальная сфера тесно взаимосвязаны, поэтому разрабатывать программу долгосрочного развития нужно обязательно. В какую бы информационную оболочку ее не облекли, каких бы ошибок не допустили, важно, чтобы эта стратегия была. И не просто, как документ, а, как рабочий документ. Документ постоянно изменяемый, соотносимый с тем, что происходит. Ошибки, допущенные в процессе планирования, наверное, имеют самые жестокие последствия. Если цели определены неправильно, а ресурсы соответственно потрачены неэффективно, то это, как правило, проявится только через 5-10 лет.
 

- Наверное, важно еще не только правильно планировать, но хотя бы что-то делать для реализации этого плана…
 

- Когда есть стратегический план, четко видно, какие долгосрочные цели нужно достигнуть, в каком формате и что нужно делать в текущей работе, и как при этом минимизировать расходы. В любом случае это дает большую эффективность, чем работа в узких рамках годового бюджета, когда очень сложно определить приоритеты, когда, кажется, что финансировать вроде бы надо все.

Беседовал Юрий Антушевич
«РМ»
23.11.09.

Фото: «РМ»

 

 

Поделиться
Отправить