Надо ли бояться российских банков? С начала года они заблокировали операции своих клиентов на 180 млрд руб
С начала года банки приостановили 460 тыс. трансакций клиентов, которые показались им сомнительными, сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным 23 октября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
По его словам, в итоге «мы не пустили в теневой оборот порядка 180 млрд руб.». Клиенты банков, которым отказывают в проведении трансакций, крайне редко обжалуют подобные действия. По словам господина Чиханчина, которого цитирует «КоммерсантЪ», в Росфинмониторинг поступило около 1 тыс. заявлений о несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками». Такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей».
Экспертов полагают, что на самом деле жалоб значительно больше. Просто Росфинмониторинг получает лишь малую часть жалоб, а основной поток жалоб идет в ЦБ. А порядка 10% клиентов жалуются в свои банки.
При этом единого органа по рассмотрению таких жалоб просто не существует. Клиент может обжаловать незаконную блокировку через суд, но это долгий процесс, судебная практика немногочисленна и пока противоречива, говорит вице-президент АРБ Юрий Кормош.
«Информация об отказах является важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять обслуживание добросовестных клиентов,— цитирует „КоммерсантЪ“ пресс-службу ЦБ.— Банк России ведет работу, направленную на то, чтобы добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей».
А они их испытывают!
Парадоксальным образом требование ЦБ к банкам пояснять и обосновывать каждое принятое им решение об отказе гражданину в трансакции или блокировки счёта, по мнению экспертов, приводит к тому, что банкиры неохотно указывают в качестве причины блокировок именно «черный список» самого ЦБ, хотя чаще всего дело обстоит именно так.
Собеседник издания в приватной беседе поясняет, что на самом деле банкиры не готовы тратить время и силы на дополнительный анализ операций клиентов, но не хотят и рисковать, поэтому они перестраховываются, в автоматическом режиме блокируя фигурантов черного списка, не сообщая этой детали регулятору.
Интересы рядовых граждан, о благе которых так любят говорить российские власти, уходит на второй-третий план на фоне азартной борьбы регулятора с «теневой» экономикой и терроризмом, с одной стороны, и страха, помноженного на лень, со стороны кредитных учреждений. Здесь вам вряд ли кто-то поможет, поэтому не дай вам бог оказаться в одном из банковских «стоп-листов»!
Илья Неведомский
СамолётЪ