Закон против кризиса
Конечно же, такого закона, который мог бы совладать с грудой нынешних социально-экономических проблем, в природе просто не существует. Однако можно, наверное, рассчитывать, что грамотное использование существующих правовых норм вполне способно минимизировать негативные кризисные последствия для всех: власти, бизнеса, рядовых граждан. Под таким углом, мы, кажется, текущую ситуацию еще не рассматривали. «РМ» решил восполнить этот «пробел» с помощью прокурора Череповца Сергея Ивахненко.
Сегодня, год спустя после официального признания прихода глобального кризиса на родную «почву», можно подвести некоторые итоги. Итоги, возможно, не самые радужные, но и не такие уж и печальные, как можно было предположить осенью 2008-го…
Без «всплеска»
Сегодня Сергей Ивахненко уверенно говорит о том, что самый худший прогноз – о резком всплеске преступности в городе – не сбылся. Несколько раз, повторяя при этом «к счастью». Хотя доля «счастья»-везения в конечном результате как раз минимальна.
- Естественно, - говорит череповецкий прокурор, - мы прогнозировали вероятный рост преступности. Предпосылки к этому были. Достаточно посмотреть на динамику безработицы, выросшей почти в 5 раз. Мы строили свои прогнозы на том, что людям, потерявшим работу, придется каким-то образом «добывать» себе деньги на жизнь. При отсутствии легальных возможностей, возникнет соблазн пойти на нарушение закона. Мы готовились к увеличению числа краж, грабежей и разбоев. Всегда лучше ожидать худшего и быть к нему готовым, чем питать иллюзии, надеяться на лучшее и столкнуться с проблемами. К счастью, существенного всплеска преступности не произошло. Надо отдать должное муниципалитету, который проводил, проводит и, я убежден, будет проводить колоссальную работу. Благодаря усилиям городской администрации (прежде всего, организации общественных, временных работ) народ получил возможность заработать честным путем. Своевременно была проведена большая работа по привлечению к уголовной ответственности лиц, которые занимались кражами, грабежами. Многие сейчас находятся в местах лишения свободы. Естественно, освободившиеся «ниши» пытались занять новые «персонажи». Но здесь, на мой взгляд, УВД работало достаточно эффективно и оперативно. И не только УВД. В том, что удалось удержать ситуацию под контролем, заслуга всего оперативного антикризисного штаба, в работе которого участвует мэр города и руководители всех правоохранительных органов. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что значительная часть граждан, потерявших работу и не имеющих возможность заниматься трудовой деятельностью, больше времени стали проводить дома. Могу привести цифры: преступность на улицах у нас снизилась на 3%, в общественных местах – на 13%. Число краж уменьшилось на 7%, квартирных краж – почти на 50%. Грабежей стало меньше на 28%. Это не какие-то «приукрашенные» цифры. Я считаю, что это результат общей работы и общих усилий. Такая же тенденция прослеживается и в целом по области.
Рост преступности на 5% произошел у нас в основном за счет преступлений экономической направленности. Таких, как мошенничество, например. Это мошенничество, связанное с жильем, с кредитами. Здесь, конечно, произошел рост.
«Красные карточки»
- Уровень преступности во многом зависит от того, насколько занято население. Череповец на фоне Вологодской области – это город, насыщенный промышленными предприятиями. Естественно, после сокращений часть населения осталась без работы. И здесь мне хочется сказать несколько слов о проблеме соблюдения законности в сфере трудовых отношений. Мы прогнозировали увеличение нарушений законодательства со стороны работодателей. Оно произошло, конечно, но было не столь серьезным, как предполагалось. Еще в ноябре было налажено взаимодействие со всеми крупными предприятиями. Ежедекадно, ежемесячно нам предоставлялась информация о произведенных сокращениях, о выплатах заработной платы, о наличии задолженности и т.д. Мы реагировали на жалобы и обращения граждан, проводили собственные проверки. И сразу реагировали там, где возникали нарушения трудовых прав граждан, требовали от руководителей предприятий, чтобы нарушения устранялись незамедлительно.
- Применялись ли какие-то более жесткие санкции?
- Естественно. В этом году отдел Следственного Комитета по Череповцу направил в суд семь уголовных дел, связанных с невыплатой зарплаты свыше двух месяцев. Пять дел уже рассмотрены, все лица – руководители предприятий признаны виновными. Им назначены различные штрафы. Два дела еще находятся в стадии рассмотрения. Помимо этого в городе есть руководители предприятий, дисквалифицированные судебными решениями на основании постановления прокурора – им запрещено занимать руководящие должности на срок от года до двух лет. В условиях роста задолженности по оплате труда необходимо принимать бескомпромиссные решения. На это нам указывал и прокурор области. Оправданием здесь не могут служить никакие ссылки на «объективные» обстоятельства - каждый руководитель сам должен предусматривать все свои возможные риски. Но зарплату он платить обязан. А у нас в иных случаях получался фактически рабский труд. Мы предупреждали руководителей, чем чреваты их бездеятельность или безответственное отношение.
- Для предприятий, каких отраслей или форм собственности в большей степени характерны нарушения трудового законодательства?
- С удовлетворением должен сказать, что на крупнейших предприятиях города подобных нарушений мы не видели. Среди нарушителей в основном предприятия, связанные со строительством, с машиностроением. На таких правонарушениях попадались и охранные предприятия, и предприятия торговли, аудита и т.д. То есть тех областей, где кризис сказался особенно.
«Закон должен быть в головах»
- В последнее время много говорится о необходимости борьбы с коррупцией. Как в этом процессе участвует городская прокуратура? Можно ли говорить о каких-то конкретных результатах?
- Это задача, которая поставлена президентом и правительством перед всеми государственными органами. Нам такую же задачу поставили генеральный прокурор, прокурор области. Существует определенный отлаженный механизм, с помощью которого мы отслеживаем ситуацию. Проводится, например, антикоррупционная экспертиза всех нормативно-правовых актов органов власти на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. С учетом того, насколько коррупцией действительно пронизаны все ветви власти, естественно, любые ее проявления будоражат общество. Они (даже элементарные, о которых раньше не задумывались) должно вызывать нетерпимое отношение. С ними надо бороться на всех уровнях. У нас есть выявленные факты, привлечены к ответственности и работники милиции, и работник следственного изолятора города. Но все это, на мой взгляд, низшее звено. А наибольшую опасность сегодня представляют коррупционные проявления в «верхушке» органов государственной власти и местного самоуправления. Здесь у нас есть полное взаимодействие. Абсолютно жесткую позицию в этом вопросе занимает мэр города. Я считаю, такая взаимосвязь достаточно продуктивна. В последнее время органы местной власти не приняли ни одного решения, имеющего признаки коррупциогенности.
- Пожалуй, такая вот кропотливая и «негромкая» работа часто оказывается важнее, чем некие «громкие» коррупционные дела…
- Я с вами не соглашусь. Общество должно знать своих «героев». В чем зло коррупции? В том, что это латентное, скрытое зло. Известно, что человек, который дал взятку, не будет сообщать об этом правоохранительным органам. Он ведь дал деньги, чтобы решить какой-то вопрос в своих интересах. Уровень латентности очень и очень высок. Поэтому я полностью разделяю абсолютно правильное мнение: коррупция будет побеждена тогда, когда на борьбу с ней будет настроено само общество. Здесь все должно быть в головах. У вас требуют взятки? А вы их не давайте!
О «вредных привычках»
- Сергей Сергеевич, и на федеральном, и на областном уровне были приняты законы, регламентирующие деятельность игрового бизнеса. Они вступили в силу. Можно сказать, что все проблемы решены, все пришло в норму?
- Этот вопрос находится в центре внимания не только прокуратуры – всех правоохранительных органов. В городе налажено круглосуточное патрулирование оперативных групп, которые объезжают места, где, возможно, расположены игровые автоматы, осуществляется деятельность игровых залов. Оборудование изымается и вывозится. У нас уже сейчас изъято более 500-т единиц игрового оборудования. Возбуждены уголовные дела, в ближайшее время они будут направлены в суд. Сложности, естественно, возникают. Связаны они с тем, что представители игрового бизнеса завуалировали свою деятельность, прикрываются якобы проведением каких-то лотерей. Я с этим категорически не согласен. На мой взгляд, такие бизнесмены просто считают и граждан, и представителей власти (извините за выражение) дураками. Если на игровом автомате написано «лотерея» - это еще не означает, что это лотерейный автомат. Что меня еще поражает – то, как цинично даже в кризисное время, эти дельцы выкачивают деньги из населения, пользуясь человеческими слабостями.
- Сейчас в Череповце появилась новая «фишка» - так называемые «арома-бары», которые грозят стать еще одной формой зависимости…
- Да, есть такая проблема. Имеются два факта примеси в аромасмеси наркотических средств, по которым возбуждены и расследуются уголовные дела. К сожалению, пробелы в законодательстве не дают возможности вести полноценную борьбу. Главная сложность в том, что входящие в состав смеси вещества законодательно пока не отнесены к психотропным и наркотическим. Тем не менее, работу на этом направлении будем продолжать.
«Жилье мое»
- В городе проходит очередной этап реформирования сферы ЖКХ – передача функций управления жилыми домами от муниципального предприятия к частным управляющим компаниям. Контролирует ли прокуратура ход этого процесса? Как реагирует на нарушения прав граждан, которыми они наделены Жилищным кодексом?
- Здесь сложность в том, что население, к сожалению, не в полной мере владеет нормами законодательства, регламентирующего ту или иную сферу. И жители того же многоквартирного дома часто не знают, что подписывают, когда их об этом просят представители какой-то организации. Никто толком документы не читает. Жалобы и обращения на недобросовестность тех или иных управляющих компаний существуют. Мы стараемся разобраться и помочь собственникам добиться истины, того решения, которое они приняли на общем собрании. То, что сейчас происходит в городе, да и в стране в целом, - борьба управляющих компаний на рынке услуг, - абсолютно нормальная, по моему мнению, ситуация. В этой борьбе выживут сильнейшие, профессионалы свого дела. И люди сами должны определяться, кто им больше нравится. В СМИ неоднократно заявлялось: не нравится управляющая организация, вы можете расторгнуть договор, либо требовать от компании снижения платы за предоставляемые услуги. Когда каждый собственник начнет понимать, что от него в первую очередь зависит качество и стоимость услуг, тогда жизнь в домах станет комфортнее.
- Сергей Сергеевич, минул год с того момента, как вы заняли должность прокурора Череповца. Наверное, уже можно подвести какие-то личные итоги. Как вам, человеку, который успел поработать на Юге России, в Вологде, работается в нашем городе?
- Естественно, у разных регионов есть свои особенности, которые отражаются и на криминогенной обстановке. Но человек привыкает ко всему. Я при переходе не ощущал особых сложностей. В данный момент в этих условиях чувствую себя абсолютно комфортно. Мне нравится, что рядом работают абсолютно адекватные люди. Говорят, что северяне не столь импульсивны, существует некоторая размеренность в образе жизни. Да, возможно. Но посмотрите на мэра Череповца, он абсолютно не похож на человека, который живет на севере. И таких энергичных людей в городе очень много.
Беседовал Юрий Антушевич
«РМ»
15.10.09.
Фото: «РМ»