Жизнь без трубы

 

 

 

 У моногородов, подобных Череповцу, есть все шансы для успешного развития новых экономических ниш и направлений. Главными препятствиями на пути предпринимательской инициативы, как показывают первые опыты городского проекта «Форсайт», становятся добровольная зависимость малого и среднего бизнеса от «теплой трубы» градообразующего предприятия и неблагоприятная для него институциональная среда.

Взгляд «снаружи»

Пусть и с серьезным запозданием, но у отечественного Минрегиона появилась хоть какая-то программа работы с многородами. Алгоритм работы с ними под названием «Основные направления поддержки монопрофильных городов» был обнародован чиновниками министерства в конце сентября. В Минрегионе подсчитали, что в целом АО России более 400 моногородов, с 24% городского населения страны, и докризисной долей ВВП 40% . Причем это города с разной степенью «запущенности». В министерстве их условно разделили на две категории: депрессивные и «прогрессивные».
 

С депрессивными, где состояние «градообразующих» предприятий не позволяет надеяться хотя бы на какую-то перспективу возрождения нормальной экономической жизни, в правительстве предполагают поступать достаточно радикально – применять госпрограмму переселения. «Прогрессивных» будут подталкивать к диверсификации.
 

Если отталкиваться от определений Минрегиона, довольно крупный промышленный Череповец явно относится к «прогрессивной» категории моногородов.
 

О том, что это именно «моногород», надо, наверное, перестать спорить, наступив на «горло» собственной гордости. Хотя бы потому, что на этот случай существуют два достаточно четких критерия: 25% экономически активного населения должно трудиться на предприятиях, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю этих предприятий должно приходиться более 50% промышленного производства. «Благодаря» предприятиям группы «Северсталь» оба эти соотношения в Череповце вполне выдерживаются. 
 

Другое дело, что город обладает целым рядом признаков и преимуществ, позволяющих достаточно оптимистично смотреть в будущее и даже занимать потенциально лидирующее положение в группе городов-«пргрессистов». Для начала – несмотря на все сложности, связанные с кризисом, возможности главного предприятия города – ЧерМК далеко не исчерпаны. Комбинат, как говорится, «еще себя покажет», хотя, скорее всего, не с тем социально-экономическим эффектом, как в недавние «тучные годы». Тоже можно сказать и о химическом комплексе города. Сегодня доля металлургов и химиков в структуре «муниципального продукта» - более 90%.
 

Но это еще не все. В том же Минрегионе определили еще четыре критерия, существенно повышающих потенциал «выживаемости» моногородов. Это – близость к крупным конгломератам, наличие уникального потенциала, географическое расположение на «притрассовых территориях» и, наконец, способность «перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги».
 

В том или ином виде все эти признаки в Череповце присутствуют, указывая заодно и определенные направления диверсификации. Во-первых, Череповец является важной составной частью сразу нескольких «конгломератов»: горнометаллургического и горнохимического (с выходом на дальнейшие переделы), городского конгломерата «Вологда-Череповец», как основного экономического «ядра» своего региона.

Во-вторых, и, кстати, в-четвертых, город располагает серьезным потенциалом во всех смыслах. Это и наличие, пусть и нуждающейся в развитии и модернизации, но все же инфраструктуры. Это, как уже было сказано, и потенциал развития уже существующих производств. Это кадровый потенциал – не только квалифицированных рабочих, благодаря наличию вполне конкурентоспособного университета (почетное 53-е место в российском рейтинге вузов за 2006 год), город способен удовлетворить потребность практически в любых специалистах. Это, наконец, географическое положение – непосредственное соседство с магистралью Северной железной дороги, Волго-Балтийского водного пути и федеральной автотрассы дает Череповцу почетное звание «притрассового» и возможность развивать серьезный логистический бизнес.

Наконец, в-третьих, у Череповца есть все шансы (и даже существующие реальные наработки) стать еще одной «столицей» крупного агрохолдинга, скорее всего, мясо-молочного направления.
 

Федеральное правительство настроено помогать моногородам. И не только расселением. Для этого в следующем году из антикризисного фонда будет выделено 10 млрд. руб. В прогрессивных городах будут использованы все возможные меры поддержки, в том числе привлечение госбанков для финансирования проектов, выделение грантов из бюджета, привлечение компаний к исполнению госзаказа, субсидирование тарифов на электроэнергию, реструктуризация задолженностей по налогам.
 

В ответ от потенциальных получателей ждут инициативы «снизу» - прежде всего, собственных программ стабилизации и привлечения к участию в них частных инвесторов. Ждут с таким нетерпением, что мэру Череповца Олегу Кувшинникову хватило небольшого и не очень конкретного доклада о проекте «Форсайт» (был запущен в городе 1 июля) на последнем экономическом форуме в Сочи, чтобы привести чиновников Минрегиона в невероятное возбуждение. «Задача сделать так, как сделал Череповец! Необходимо всем уровням власти садится за стол переговоров. Нерешенных проблем не бывает. Желаю жителям этого славного города успехов», - с гордостью цитирует вдохновенные слова заместителя министра регионального развития РФ Юрия Осинцева официальный городской сайт.

Взгляд «изнутри»

Хорошо, конечно, и правильно – вовремя и к месту доложить о своих намерениях. С разработкой стратегической программы все намного сложнее. Что, собственно, продемонстрировал последний семинар «Перспективы развития малого и среднего бизнеса», состоявшийся в рамках уже упомянутого «Форсайта Череповца».
 

Встреча представителей предпринимательского сообщества города с рабочей группой проекта, естественно, не была случайным эпизодом. Простой здравый смысл подсказывает – если на кого и может рассчитывать Череповец в деле поиска новых стимулов для экономического развития, то только на малый и средний бизнес. Потому что, как верно заметил руководитель проекта Дмитрий Афанасьев, «для нового крупного производства в Череповце уже нет ресурсов, площадки и просто «живой природы».
 

Вот предприниматели и собрались, чтобы попытаться ответить на три основных вопроса: Какие возможности есть у Череповца с точки зрения развития не крупного бизнеса? Какие для этого существуют ограничения, и что может помешать такому развитию? Какими могут быть ближайшие практические шаги в этом направлении?
 

Оценка текущего состояния МСБ дает любопытные результаты. Выполняя, безусловно, важную социальную функцию – обеспечивая занятость населения города (около половины всех работающих в Череповце заняты на предприятиях малого и среднего бизнеса), МСБ города дает непропорционально малый «выхлоп» в виде «валового продукта» в натуральном и денежном выражении. Малых, средних предприятий и предпринимателей катастрофически мало в сфере реального производства. Исключение составляет, пожалуй, только строительство – отрасль, пострадавшая от кризиса в наибольшей степени. Все остальное – торговля и сфера услуг. По развитости своего МСБ и его вкладу в муниципальную экономику Череповец уступает городам с похожей «моноструктурой» экономики – Магнитогорску, Липецку, Новокузнецку. Опередила в этом смысле Череповец и соседняя «столичная» Вологда.
 

Зато «город металлургов» выглядит на этом фоне вполне прилично и даже перспективно по потенциалу своего потребительского рынка.
 

Что же мешает его использовать с максимальной отдачей, а еще лучше – раздвинуть муниципальные «рамки» и выйти со своими проектами за пределы города и региона?
 

Одну из причин довольно точно обозначил председатель НП «Союзбытсервис» Сергей Панов: зависимость от «большой трубы». Причина известная в рамках всей страны. Только если для России это труба нефтегазовая, для Череповца – металлургическая. «Нам всем в этом городе: чиновникам, предпринимателям, рядовым гражданам, - очень комфортно вокруг этой трубы, - заметил Панов. - Зачем что-то придумывать, когда можно спокойно сидеть на тех денежных потоках, которые эта «труба» генерирует?».
 

Причем, дело видимо не только в коррупционной составляющей, которая неизбежно возникает из питательной среды этих «потоков». Беглый «мозговой штурм», предпринятый усилиями участников семинара, показал: первое, что приходит на ум по части новых ниш и направлений развития МСБ города – это либо импортозамещение материалов и комплектующих для нужд ЧерМК, либо дальнейшая переработка металла, производимого все тем же комбинатом.
 

Оторваться от «теплой трубы» очень трудно. Ее душный уют не только гасит амбиции и искусственно сдерживает естественный, в общем-то, процесс роста малых предприятий. Он гиперболизирует страхи перед «чистым полем» внешней конкурентной и институциональной среды, мягко говоря, «неласковой» к предпринимателям. Страхи небеспочвенные. Руководитель торгового дома «Т.А.Т.» Сергей Шкакин – еще один участник семинара - привел реальные городские примеры тех самых «административных барьеров», стоящих на пути реализации предпринимательских инициатив, о которых так много говорят сегодня на всех уровнях. А есть еще вполне осязаемые проблемы с налоговым прессом, с недоступностью кредитных ресурсов, с уровнем управленческих компетенций самих предпринимателей…
 

Есть, наконец, осязаемая проблема коммуникаций внутри самого предпринимательского сообщества, а также между ним и властью. В Череповце, как отметил представитель литейно--механического завода Сергей Куликов, существуют отделение «Опоры России», ассоциация молодых предпринимателей, «Деловой Клуб», но «все разобщены, каждый варится в своем соку». Предпочитая лоббировать свои интересы в «индивидуальном» порядке.
 

- Что показала областная поддержка малого и среднего бизнеса с помощью грантов? – заметил Сергей Шкакин. - Дело вроде бы пошло, а деньги очень быстро закончились. Но идеи продолжают идти, и эту «цепную реакцию» уже нельзя остановить. Город, «Северсталь», которая обещала нам «светлое будущее», но пока лишь создала дополнительные проблемы, должны взять на себя ответственность и поддержать гранты, необходимые малому и среднему бизнесу. Этот вопрос нужно поднимать и обсуждать на уровне федерального и областного правительств. Череповцу, например, необходима постоянно действующая, бесплатная для бизнеса выставочная площадка идей – затраты должен взять на себя город.
 

- Когда у нашего мера появится первый зам. по вопросам малого и среднего бизнеса с реальными полномочиями, - продолжил мысль Шкакина Сергей Панов, - мы поймем, что «Форсайт» – не политический заказ, что дело действительно сдвинулось с мертвой точки.
 Чтобы эти вопросы и предложения в очередной раз не повисли в воздухе, слово взял модератор семинара Дмитрий Афанасьев и поделился своими впечатлениями от общения с первыми лицами городского самоуправления:
 

- Мне кажется, у первых лиц в руководстве города формируется правильное понимание этих проблем. Другое дело, что этот процесс идет сложнее на уровне конкретных чиновников. Путь к формированию целостной системы надо пройти. Но у меня есть ощущение, что необходимую предпринимателям «пробивную силу» мы все-таки сформируем, силу, которая найдет себя и во власти.
 

Как говорится, дай-то Бог…

Илья Неведомский
«РМ»
07.10.09.

Поделиться
Отправить