Беги, мальчик, беги!

 

 

 

 

В нашумевшей истории с «дележом» 11-летнего мальчика Дени – сыном известного бизнесмена Руслана Байсарова и известной певицы Кристины Орбакайте, а также внука еще более известной певицы Аллы Пугачевой, жальче всего самого мальчика со странным именем. Взрослые свое прожили (дай им, конечно, Бог, здоровья!), своего добились. А у Дени впереди – вся жизнь. Не сломать бы, не сбить на взлете.

                                                                                  «И где сокровище наше, там будет и сердце наше»
                                                                                                                                (Мф. 2.61)
 
 Не хотелось бы вмешиваться во внутрисемейные разборки, не наше это дело. В конце концов, как написал классик, «каждая семья несчастна по-своему». Но каждая из противоборствующих сторон по-своему прочерчивает траекторию жизненного пути своего наследника. И, поскольку траектории эти очень типичны для представителей отечественной элиты, на которую, так или иначе, равняется вся остальная страна, хотелось бы сказать несколько слов по этому поводу. 
 

Путь, предполагаемый для отпрыска «звездными» мамой и бабушкой – путь «человека мира», космополита с соответствующим набором «общечеловеческих» ценностей. Представители этой стремительно растущей разноплеменной прослойки людей (хотя и составляющей ничтожное меньшинство по отношению к остальной части человечества), как было замечено кем-то из коллег, имеют между собой намного больше общего, чем со своими бывшими соотечественниками. Они давно, без сожаления оборвали свои корни, их носит по миру прихотливыми ветрами глобализации.
 

Учитывая профессиональную особенность Кристины и Аллы Борисовны, что они могут предложить своему потомку? Кроме денег, разумеется. Певческий талант (да и всякий другой), как известно, по наследству не передается. Хотя, всякое может быть. Но, скорее всего, Дени уготовлена роль «мирового плейбоя», причастного к светской тусовке, но не имеющего ни определенной профессии, ни определенного рода занятий.
 

Тем не менее, мама с бабушкой считают, что это все-таки лучше, чем жизнь в стране, у которой «нет будущего». Сегодня Пугачева, получившая от «этой страны» все, что могла, открещивается от своих слов. Однако, зная прямоту и откровенность Аллы Борисовны, больше веришь именно в ее слова о «будущем» России, чем в последующие оправдания. Пугачева с Кристиной не одиноки в этом своем глубоком убеждении. Так считают очень многие представители нашей элиты (не только артистической, но экономической и политической). Они давно обзавелись «плацдармами» для отступления в Майами, Лондоне, на Лазурном берегу… Там они живут, туда для соответствующего «космополитического» воспитания вывозят детей и внуков. А в Россию приезжают зарабатывать, делать во всех смыслах «чес», оставляя после себя выжженную землю и такие же выжженные души местной «ботвы».
 

Этот беззаветный цинизм родился не сегодня. Разъедающая ирония, двурушничество, равнодушие ко всему, что не связано с мгновенным удовлетворением простых потребностей – вот родовые признаки того вируса, которым был заражен позднесоветский «продвинутый» обыватель. Все мы знаем, чем дело кончилось, когда заражение достигло известных пределов.
 

Сегодня этой заразой поражена новая «элита» России, распространяющая вокруг себя эти споры-установки. Совершенно прав глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, когда говорит, что «разница между элитами и массами - в возможностях, а не в установках». 35% россиян хотели бы, чтобы у их детей было другое гражданство – таковы данные исследовательского центра портала SuperJob.ru, сделанные в результате опроса россиян этим летом. Эта часть населения хочет для себя и своих детей лучшей доли - социальных гарантий, хорошего образования, высокооплачиваемой работы, стабильности. И все это, по их мнению, достижимо лишь где-то «там» - Австрии, Германии, Швеции, США… Куда можно приехать на все готовое. По отношению же к действительно серьезным проблемам отечественной реальности - фатальная пассивность и эскапизм, никакого желания поучаствовать в решении лично.
 

По этому поводу однажды уже горько пошутил Владимир Меньшов в своем фильме «Ширли-Мырли», где Россия раскопала в самой себе бесценный алмаз, и все ее жители, аки перелетные птицы отправились на ПМЖ в теплые, благополучные страны. Прекрасная жлобская мечта, неосуществимая в национальном масштабе, но вполне доступная в частном. Ее-то и предлагает Дени семейство, сидящее на чемоданах.
 

Другой путь провозглашает Байсаров-папа. Можно по-разному относиться к этому человеку, к респектабельности (и законности) нажитого им состояния. Но то, что он демонстрирует ответственность за свое дело и за своего сына, уже немало. К тому же говорит он вещи, с которыми трудно не согласиться. О том, например, что прежде «человека мира» мальчик должен стать просто человеком. И сделать это лучше, легче на родине, на родной почве, пропитанной потом и кровью многих поколений предков. Нужно узнать их веру, обычаи, отношение к жизни. Только так можно узнать себя, выстроить свой собственный жизненный путь, за который потом, как минимум, не будет стыдно.
 

Прозрачные намеки на «кавказский менталитет» (если не на «варварские обычаи») здесь, как говорится, «не катят». Все основы строя жизни, на который опирается Руслан Байсаров, всегда были обычны для многонациональной России – и православной, и мусульманской. Только кто-то сумел их сохранить, а кто-то, увы, разменял на блестящие, манкие пустышки. 
 

Чувство рода и семьи, почитание старших, ответственность за младших, супружеская верность, упорный труд на своей земле – здесь и сейчас, потому что никто за тебя твою работу не сделает – такому ни в одном Майами не научат. А это, пожалуй, главное, что должен знать человек в самом начале своего пути, если хочет стать настоящим человеком.
 

К счастью, согласно все тому же опросу портала SuperJob.ru, 56% опрошенных думают так же - они предпочли бы, чтобы их дети имели гражданство России.
 

Значит, не все еще потеряно. Беги, мальчик, беги по своей земле!

Сергей Михайлов
«РМ»
26.09.09.

Фото: ИТАР-ТАСС

Кстати:

Высшая школа менеджмента СПбГУ, АФК «Система» и Сбербанк представят Россию в панъевропейской программе Master's International Business CEMS. Эта и другие топовые программы повышают уровень бизнес-обучения в России, но снизить отток студентов, уезжающих учиться за границу, не смогут.
 

 Российские программы подготовки менеджеров выходят на европейский уровень, считает Николай Филинов, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ (в 2009 г. зачислено 202 человека), о чем говорит наличие программ двойных дипломов с лучшими мировыми бизнес-школами и участие в таких программах, как MIM CEMS.
 

 Современные программы обучения зададут новые стандарты, что важно для российского рынка, где не у всех бизнес-школ есть карьерный центр, - считает Алла Жаворонкова, руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group. – Но они не смогут снизить поток уезжающих из России».
 

 На академические программы за рубеж, в том числе в страны СНГ, ежегодно выезжает 30 000 жителей России, по данным ЮНЕСКО. Большинство из тех, кто едет за дипломом, планируют остаться за рубежом. По оценкам Begin Group, каждый год число выезжающих растет на 7-10%.

Источник – «Ведомости»


   
 

Поделиться
Отправить