День сурка

 

 

 

 

Чичваркин хочет назад в Россию, но боится жесткого приговора суда. Отечественные предприниматели, кажется, хотят вместе с Россией «вперед», но не могут порвать «короткие поводки», опутавшие страну путы коррупции и круговой поруки.

                                                                          «Дети, вы хозяева лагеря, вы!»

                                                            «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен»

Вестминстерский суд Лондона - единственная в Британии судебная инстанция, занимающаяся вопросами экстрадиции, во вторник принял решение рассмотреть вопрос об экстрадиции беглого предпринимателя Евгения Чичваркина 1 декабря. До этого времени бывшему владельцу «Евросети» запрещено покидать Британию, а в случае опоздания на следующее заседание суда ему грозит арест.
 

Разбирательство заняло всего 15 минут, вместивших пересказ обвинителем истории с экспедитором Власкиным, которая российской прокуратурой вменяется Чичваркину в качестве преступления, и ожидаемое заявление адвоката о том, что дело носит «явно политический характер». После чего судья Уоркмен вынес свой вердикт. Тот самый судья, который в 2003 году слушал дело об экстрадиции в Россию олигарха Бориса Березовского.
 

Помимо личности судьи и дилеммы «выдавать - не выдавать» общего в обстоятельствах Чичваркина и Березовского мало.  Березовский хотя и не Герцен, конечно, но, подчеркнуто позиционируя себя в качестве «непримиримого противника» российского властного режима и лично г-на Путина, имеет хоть какие-то основания считаться «политбеженцем».

Евгений Чичваркин. Родился в 1974 г. в Москве. В 1996 г. окончил Государственную академию управления по специальности «экономика управления на автотранспорте»
В 1991 г. начал торговать на рынке «Лужники», через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек.
В 1996 г. работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов.
В 1997 г. вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию «Евросеть».
В 2008 г. продал вместе с Артемьевым 100% акций «Евросети» Александру Мамуту (49,9% сейчас принадлежит «Вымпелкому», остальное контролирует Мамут).

В деле Чичваркина – сплошная уголовщина, помноженная на «личную неприязнь» Евгения, как «хозяйствующего субъекта» к жадным ментам из так называемого подразделения «К» отечественного МВД. История с теми самыми «вредными» телефонами Motorola на несколько миллионов долларов, которая, как считает Чичваркин, и подорвала бизнес «Евросети», давно и подробно описана. Равно, как достаточно хорошо известна давняя эпопея с Власкиным, в которой Чичваркин отнюдь не выглядит ни белым, ни пушистым.
 

Да, прошерсти почти любого из наших предпринимателей, хоть крупного, хоть мелкого, - все «ходят под статьей», либо за прошлые, либо за нынешние прегрешения. Стоит только захотеть. Реально сидят немногие. Из самых известных – один Ходорковский.
 

Причем речь не идет о каких-то там фальсификациях, подтасовках, о которых так громко кричит весь либеральный лагерь. Просто так устроена вся наша система, в которой варится отечественный бизнес – кругом сплошные флажки на минном поле, не захочешь, а наступишь.
 

И наступают каждый день, но «проносит» - до случая. Зато каждый наш «сурок»-предприниматель – на коротком поводке. Что, спрашивается, искали намедни в кабинетах у городского головы Вологды, тоже, между прочим, недавнего предпринимателя? Это к слову о коррупции, против которой нынче восстал президент Медведев. Недавно Дмитрий Анатольевич бросил новый клич: «Россия, вперед!». Кому бросил? Кто будет двигать страну вперед? Кому это делать, как не самому активному нашему, предпринимательскому слою? 
 

Но в нынешних условиях, боюсь, он на это не очень способен. В своем ответе Медведеву глава РСПП Александр Шохин назвал то, чего не хватает отношениям бизнеса и государства: уверенности, стабильности и доверия. Точно так!
 

Откуда возьмется уверенность, когда сегодня, условно говоря, государство может тебе дать 100 млн., а завтра – 4 года (в лучшем случае) и хорошо, если условно. И больно смотреть, как подобострастно ведут себя представители предпринимательского племени в присутствии сколько-нибудь высокого начальства – все как-то бочком, бочком, с кривой улыбочкой, втянув голову в плечи. Зато потом отыгрываются за все унижения на тех, кто «пониже», да «пожиже».
 

Нет уверенности – нет доверия. В самом предпринимательском сообществе – в том числе. Отсюда, кстати, многие наши сегодняшние экономические беды.
 

Государство не верит своему бизнесу – и подвисает в пустоте со всеми своими благими пожеланиями по части модернизации. 
Бизнес боится, не доверяет государству и не пытается вкладываться «в долгую», менять существующий технологический уклад. Срубил «бабла» - в мешок и в Лондон. Так и живем.
 

Но долго так продолжаться не может. У страны, которая позволяет себе жить таким образом, действительно, мрачная перспектива.
 

Надо что-то менять. Что? Не самый легкий вопрос. Поломать голову придется. Но вот мелькает безумная мысль: ведь дали же в свое время амнистию чеченским боевикам, может, и «суркам» нашим как-нибудь простить их прегрешения? Оборвать поводки, разминировать почву. И заключить новый договор: государство задает бизнесу внятное направление движения, дает понятные экономические стимулы, струнит своих церберов. Бизнес берет на себя обязательства: работать честно, всем, что имеет отвечать за тех, кого «приручил», за свое и общее для страны будущее.
 

И вот тогда тех, кто нарушит такой договор, пусть постигнет и «суровая кара» государства, и «презрение товарищей».
Стоит попробовать. Может, что и получится.
 

А Чичваркин мне по-человечески симпатичен. Потому хотя бы, что он очень хочет домой, в Россию. Ему не по себе в строгом пиджаке, да на Туманном Альбионе, хотя вроде бы и комфорт вокруг, и соседи почти те же, что в окрестностях подмосковной Жуковки. Он невольно проговаривается об этом в недавнем интервью «Ведомостям» (опубликованном, кстати, еще до решения суда Лондона). Начиная заученно повторять явно подсказанные адвокатом мантры, обличительные для государства, он вдруг осекается на полуслове и спрашивает своего собеседника:
 

- В отношении меня возможно справедливое судебное разбирательство в Российской Федерации? И если оно будет несправедливое, насколько вероятно, что это будет неадекватно жесткий приговор, не соответствующий совершенному или даже не совершенному деянию?
 - Мне кажется, - честно отвечает корреспондент, - что, к сожалению, такое нельзя исключать. А вы готовы к жесткому и неадекватному суду в России?
 - Я не готов…

Юрий Антушевич
«РМ»
25.09.09.

Фото: Наталия Михайлова (Лондон)

It is devoted Evgeny Chichvarkin

Кстати:

Департамент внутренней безопасности МВД начал проверку по факту высказываний экс-совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина в адрес заместителя руководителя 38-го отдела управления "К" Бюро специальных технических мероприятий Константина Мачабели и нескольких его подчиненных. Об этом РБК daily рассказал представитель бизнесмена Юрий Гервис. Ранее Евгений Чичваркин в интервью газете New Times обвинил г-на Мачабели и его коллег в вымогательстве денег в обмен на «крышевание». По его словам, речь шла о сумме свыше 10 млн. долл. Общий же ущерб сотового ритейла от вымогательств сотрудников управления «К» составил «четверть миллиарда долларов» за три года, оценивает г-н Чичваркин.

 Факт проверки подтвердил источник издания в МВД: «Департамент собственной безопасности МВД обязан реагировать на информацию, опубликованную в СМИ, в которой указываются сведения о правонарушениях или преступлениях, совершенных милиционерами». Но проверка закончится ничем, уверен источник: «Г-н Чичваркин обвиняет наших сотрудников в вымогательстве, а возбудить уголовное дело по этой статье можно только при соблюдении одного из условий: злоумышленник должен быть пойман с поличным или потерпевший должен предоставить аудио- или видеозапись факта вымогательства».
 

 Напомним, сам г-н Чичваркин связывает свое преследование с местью высокопоставленных сотрудников МВД. В марте 2006 года сотрудники управления МВД и ФСБ изъяли у «Евросети» 167 тыс. телефонов Motorola, посчитав, что они были ввезены в страну незаконно. В августе это дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления, ритейлеру вернули 117,5 тыс. телефонов. Остальные трубки были признаны вредными для здоровья и якобы уничтожены.

Источник - РБК daily

Поделиться
Отправить