Не сдаются
GM использует любые возможности, чтобы избежать продажи Opel. Особенно руководству американской корпорации не хочется отдавать немецкую марку в руки консорциума Magna и Сбербанка. Между тем, именно на победу канадско-российского тандема втайне надеются отечественные металлурги – в этом случае, по мнению ряда аналитиков, закупки российского проката на немецком рынке возрастут.
В минувшую среду бельгийская RHJ International, которая пользуется явной симпатией нового руководства GM, улучшила свое предложение по покупке 55% акций Adam Opel. Инвестфонд предлагает 300 млн. вместо 275 млн. евро сразу, сократил требования по госгарантиям с 3,8 млрд. до 3,2 млрд. евро. Плюс к этому компания обещает на год раньше - в 2013 году вернуть и государственную помощь.
Напомним, что Magna и Сбербанк готовы заплатить за 55% акций Opel около 500 млн. евро, из них 350 млн. сразу и 150 млн. - в виде конвертируемых облигаций. Последний раз они улучшали свое предложение в июле, увеличив сумму, которую готовы заплатить сразу. Правительство Германии пообещало им госгарантии в размере 4,5 млрд. евро.
Между тем, сама GM нашла почти $3 млрд. на поддержку Opel и теперь пытается избежать ее продажи. Несмотря на то, что именно продажа Opel и ряда других убыточных подразделений до середины ноября является одним из условий помощи, полученной GM от правительства США. Половину оглашенной суммы готова вложить непосредственно GM, половину согласились дать правительствами стран - членов ЕС (кроме Германии), на территории которых расположены заводы Opel и Vauxhal (британское подразделение Opel). Это Великобритания, Испания и Польша.
Глава GM Europe Карл-Питер Форстер заявил газете Die Welt, что считает Magna главным претендентом, но допустил, что Opel мог бы «процветать» и в составе GM, передает Reuters.
Интересный комментарий всем этим хитросплетениям дал германский журналист Маттиас Эберле в своей статье «Немцы сильно просчитались». Эберле полагает, что «немецкая сторона совершенно неправильно оценила ситуацию по поводу состояния GM, который в июне - июле оказался неплатежеспособным». Только этой «наивностью», полагает журналист, можно объяснить «настойчивость немецкой стороны в вопросе о продаже фирмы, которая им вовсе и не принадлежит». Эберле отвергает в действиях GM такой мотив, как «завоевание каких-то там симпатий». Все выглядит намного прозаичней и намного жестче: General Motors стремится убрать из сделки по Opel российских партнеров, чтобы не потерять перспективный авторынок России – именно он, по мнению американских автопроизводителей, должен помочь «поставить на ноги» их убыточный европейский бизнес.
«Имея за спиной поддержку Вашингтона, - утверждает Маттиас Эберле, - GM чув¬ствует себя достаточно уверенно, чтобы диктовать Германии условия продажи Opel… Если правительство ФРГ будет упорствовать, то сделка надолго затянется из-за блокады с американской стороны».
Правительство ФРГ упорствует, продолжая склоняться в пользу предложения консорциума канадской Magnа и Сбербанка. Что касается суммы, предложенной бельгийцами, то, как завил Bloomberg источник в немецком правительстве, она «очень низкая». Руководитель профсоюзов рабочих Opel Клаус Франц назвал решение RHJ «плохой шуткой» и «рекламной уловкой» (цитата по Bloomberg).
Сергей Михайлов
«РМ»
04.09.09.
Фото: REUTERS
«Эта сделка может быть очень выгодной для российских металлургов»
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский, оценивая перспективы в сталелитейной отрасли, заявил РБК: «Что касается Германии, то там многое зависит и от исхода борьбы за Opel: если победителями окажутся Magna и Сбербанк, то закупки российского проката на немецком рынке возрастут. Это произойдет не сразу, потому что поначалу немецкие власти могут потребовать, чтобы местная промышленность была загружена заказами для автопрома. Но в перспективе эта сделка может стать для российских металлургов очень выгодной».
Между тем в немецкой промышленности уже используется значительная доля импортного металла, в том числе из России. По словам экспертов, его качество по ряду позиций не уступает немецкому, однако если европейский прокат стоит 550-595 долларов за тонну, то российский - 447 долларов.