Попали в историю
Главное событие минувших празднований Дня металлурга и очередного юбилея «Северстали», безусловно, открытие музея металлургической промышленности. Думаю, так считаю не только я, но и первые лица — компании, города, области.
Просто потому, что это — действительно уникальное событие, с которым на этот раз нечему тягаться. Концерты разных приглашенных знаменитостей? Они были неоднократно и будут еще. Здесь просто нужно точно угадать, что найдет отклик у металлургов и окажется оригинальным — не как у всех. Пройти по такой грани удается не всегда. В этом смысле визит военного ансамбля имени Александрова — попадание в «десятку», а Дениса Майданова — скорее, куда-то в «молоко». Что еще? Конкурсы «Мисс «Северсталь» давно поставлены в Череповце на поток, в них все труднее найти изюминку, которой на этот раз, как говорят, стал конферанс Александра Алешко. Массовое шествие — сильный ход, позаимствованный из советской эпохи и в новых реалиях дающийся организаторам с большим усилием, тоже уже был — десять лет назад.
Вот и получается, что на сей раз «топом» праздника стал именно металлургический музей — детище группы энтузиастов во главе с главным идеологом проекта, руководителем информационной службы «стального» дивизиона «Северстали» Людмилой Гусевой.
Надо отдать ей должное — детище, которому было отдано столько сил и времени (не говоря уже о деньгах), получилось очень и очень достойное, дающее сто очков вперед всем отечественным аналогам
«Ух-ты!», — произнесенное главным на «Северстали» человеком — Алексеем Александровичем Мордашовым — говорит само за себя. Авторам проекта удались две главные вещи. Во-первых, уловить созревшую тягу руководства к тому, чтобы зафиксировать свои достижения и свою роль в истории компании, региона и государства не только юридически, но и на каком-то символическом уровне — в буквальном смысле «войти в историю»: то есть собрать некогда разбросанные камни вместе с накопившимися дивидендами и аккуратно сложить в одном месте. Музей — это событие одного ряда с именованием одного из районов Череповца именем покойного директора Липухина. Липухину, конечно, это теперь все-равно, но для нынешних больших важно послать такой прозрачный сигнал-намек на то, как нужно форматировать историческую память. Ну, а музей — это уже не намек, а практическое формирование скрижалей.
Второе, что удалось авторам затеи — выбрать такую форму для фиксации, которая бы понравилась солидным взрослым дядькам, внутри которых еще теплятся трудноубиваемые пацанские любопытство и азарт. В ладно организованном пространстве, наполненном разной современной машинерией, как говорил поэт, «и собаки лают, и руины говорят». Сюда, конечно, много понатаскано отовсюду — от Гарри Поттера до Леонида Парфенова, — но выглядит все вполне оригинально, современно и свежо.
На этом легком и непорочном виртуальном фоне чугунное ядро, принесенное мэром города в подарок металлургическому музею, выглядит неловкой тяжеловесной чужеродностью. Впрочем, эти прямолинейные эксперименты с тяжелыми предметами вещно-материального мира уже стали нашей городской культурной доминантой. Достаточно вспомнить скандальное открытие нового прибрежного парка «ПОБЕДЫ», выстроенного в стиле «милитари».
Кстати, эхом того злополучного взрыва в эти дни прозвучало решение Череповецкого городского суда, утвердившего «поражение в правах» бывшего директора МБУК «Череповецкое музейное объединение» Екатерины Антиповой. Отныне она одна виновна в гибели 7 мая 2015 года при проведении монтажа конструкции музейного экспоната работника МБУК «Череповецкое музейное объединение» Антона Фокина. Таким образом, стрелочник найден и в такой роли тоже войдет в историю.
Сергей Авдеев
«РМ»