Спокойствие, только спокойствие...
Алексей Мордашов отходит от оперативного управления «Северсталью» и чистит ее совет директоров от «иностранных агентов».
На этой неделе «Северсталь» распространила объявление «о планируемых изменениях в высшем руководстве компании». Главной, содержащейся в нем новостью стало заявленное основным акционером и нынешним генеральным директором холдинга Алексеем Мордашовым намерение отойти от оперативного управления и сосредоточиться на стратегии развития — не только «Северстали», но и других своих, весьма разнообразных активов.
Подробное объяснение Алексеем Александровичем принятых им решений дословно звучит следующим образом (цитата из пресс-релиза):
«С момента листинга в Лондоне в 2006 году в компании „Северсталь“ прошли значительные трансформации, проделана огромная работа, чтобы стать одним из мировых лидеров по показателям рентабельности и возврата на капитал, управлению долговой нагрузкой. Уже видны результаты в реализации нашей текущей стратегии, ориентированной на создание стоимости для акционеров в ходе осуществления программ по повышению эффективности и клиентоориентированности. Это позволяет мне отойти от операционного управления компанией и частично перераспределить время и усилия в пользу управления моим портфелем активов.
Я перехожу на пост Председателя Совета директоров в тот момент, когда „Северсталь“ находится в очень хорошем состоянии. У нас сложилась эффективная управленческая команда во главе с Вадимом Лариным*, который работает в компании с 2003 года. Я могу рекомендовать Вадима как опытного руководителя с глубоким пониманием нашего бизнеса и рынков. Вместе мы приложим все усилия, чтобы изменения произошли в спокойном режиме. На своем новом посту я останусь глубоко вовлечен в деятельность компании и планирую сосредоточиться на решении стратегических вопросов, а также вопросах подбора и развития ключевого персонала, развития „Бизнес-системы“ „Северстали“ и культуры компании, активно участвовать в ежеквартальной̆ оценке деятельности компании и постановке целей̆ в рамках формирования стратегического и годового бизнес-планов.
Я уверен, что „Северсталь“ продолжит оставаться одним из лидеров в создании стоимости».
В том же пресс-релизе первый заместитель Генерального директора — директор по производству АО «Северсталь Менеджмент» Вадим Ларин поблагодарил Мордашова за доверие: «Предложенная позиция Генерального директора компании — это большая честь для меня. Дальнейшие шаги, которые необходимо сделать для реализации успешной объявленной стратегии компании, нам ясны, у нас есть четкий план действий. И я уверен, мы сможем претворить его в жизнь».
Аналитики отрасли и финансовых рынков спокойно отнеслись к решению Мордашова, оценив его весьма позитивно. Не случайно, наверное, что на следующий день после обнародования планов трансформации управления «Северстали» ее стоимость на Лондонской бирже выросла на 4,06% до $9,2 млрд, при том что совокупный национальный индекс FTSE Russia опустился на 0,9%.
«Уход Мордашова сейчас — шаг очень понятный», — процитировали «Ведомости» начальника аналитического отдела миноритарного акционера «Северстали» — ИК ЛМС Дмитрия Кумановского. — Все проблемные активы проданы (Deaborn и Columbus в США) в прошлом году, денежный поток закреплен на высоком уровне ($1,2 млрд по итогам 2014 г.), дивиденды — стабильные (по
Мордашов уже второй раз уходит с поста гендиректора «Северстали». Впервые он сделал это в 2002 г., став председателем совета директоров компании, операционным управлением тогда занялся Анатолий Кручинин. Правда, Мордашов был гендиректором ЗАО «Север-групп», в состав которого входила «Северсталь». А уход от оперативного управления не помешал Мордашову вести переговоры в 2006 г. о слиянии с одной из крупнейших металлургических компаний мира — Arcelor. Сделка тогда не состоялась, акционеры Arcelor предпочли объединиться с Mittal Steel.
В ноябре 2006 г. «Северсталь» провела IPO, а в декабре того же года Мордашов вернулся к оперативному управлению компанией. Публичное размещение и возвращение Мордашова на пост гендиректора были параллельными процессами, напоминает представитель компании.
Однако только перемещением самого Мордашова на пост председателя совета директоров изменения в управлении «Северсталь» не исчерпываются. Изменится и сам состав совета. Помимо нынешнего председателя Кристофера Кларка, совет покинут независимый неисполнительный директор Мартин Энгл и независимый неисполнительный директор Рольф Стомберг, которые проработали в Совете директоров почти девять лет с момента листинга компании на Лондонской фондовой бирже в 2006 году. И хотя иностранцы останутся в совете в качестве независимых директоров, это решение вписывается в общую тенденцию к сокращению числа иностранцев в руководящих органах российских компаний. Так, к примеру, сегодня Сбербанк объявил о том, что почетный директор консалтинговой компании McKinsey Питер Кралич отказался от избрания в его наблюдательный совет. Зампред правления Сбербанка Белла Златкис объяснила такое решение тем, что имеющий британское гражданство Кралич «отказался по соображениям комплаенса Банка Англии (так как санкционные правила прописаны нечетко)».
Наложенные на Россию санкции уже привели к тому, что за последний год многие иностранцы уходили с руководящих позиций в российских компаниях. Правда, до ситуации в Сбербанке никто официально не называл причиной отставок санкции. В мае прошлого года из совета ВТБ вышел партнер TPG Дэвид Бондерман, гражданин США, причины его решения не уточнялись. Тогда же свое согласие на избрание в совет директоров «Роснефти» отозвал другой американец, бывший гендиректор Morgan Stanley Джон Мак. Госкомпания объясняла такое решение Мака «личными причинами».
Что же касается «Северстали», то одновременно с объявлением об отставке иностранных независимых директоров компания анонсирует появление в совете двух директоров российских. Причем речь идет о фигурах известных своими либеральными взглядами ученых-экономистах: Александре Аузане** и Владимире Мау***.
Окончательно анонсированные решения должны быть закреплены голосованием акционеров на их Годовом общем собрании (ГОСА), намеченном на 25 мая 2015 года
Сергей Авдеев
«РМ»
* Вадим Ларин (1970 г.р.) занимает должность первого заместителя Генерального директора компании «Северсталь» — директора по производству c 2013 года. Вадим пришел в «Северсталь» в 2003 году на должность генерального директора «Интауголь». В 2005 году возглавил «Кузбассуголь», в 2007 году — «Воркутауголь». В 2010 году назначен руководителем горнодобывающего дивизиона «Северсталь Ресурс». Вадим Ларин окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Имеет степень MBA бизнес-школы INSEAD. До прихода в компанию «Северсталь» работал в компании McKinsey & Company.
** Алексаандр Аузан (род. 11 июля 1954 года) — российский экономист, д. э. н., декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член Экономического совета при Президенте РФ, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы, президент Института национального проекта «Общественный договор», один из основателей группы «СИГМА», общественный деятель, публицист, член различных коллегиальных органов управления.
*** Владимир Мау (род. 29 декабря 1959 года, Москва) — российский учёный-экономист, близкий к Е. Т. Гайдару. С 2002 года — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, а с 2010 года — ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. С 2000 года — Действительный государственный советник Российской Федерации I класса. Член Президиума экономического совета при Президенте Российской Федерации.
Самая рентабельная
В I квартале этого года «Северсталь» поставила рекорд рентабельности по EBITDA — 38,5%.
Это самое высокое значение для компании с момента проведения IPO на Лондонской бирже в 2006 г., подчеркивает «Северсталь» в своем сообщении.
При этом выручка «Северстали» снизилась в сравнении с предыдущим кварталом на 18,5% до $1,5 млрд, а EBITDA — на 2% до $590 млн. Достичь высоких показателей по рентабельности «Северсталь» смогла благодаря операционным улучшениям — снижению цен на сырье для стальных активов и девальвации, объясняется в пресс-релизе компании.
Другим российским металлургам до «Северстали» далеко. По консенсус-прогнозу Bloomberg, рентабельность по EBITDA НЛМК по итогам I квартала 2015 г. будет 30,5%, ММК — 18,3%. Evraz отчитывается по полугодиям (за весь 2014 год рентабельность была 21,6%), а «Мечел» еще не отчитался за прошлый год (по итогам года его рентабельность по EBITDA может составить 15%). «Северстали» удалось поймать волну спроса, объясняет аналитик Газпромбанка Айрат Халиков: треть продаж компании обеспечивает плоский прокат, который нужен для производства труб большого диаметра, а «Газпром» как раз начал строительство газопровода «Сила Сибири».
Динамика потребления стали в России в I квартале и начале II квартала была значительно лучше первоначальных ожиданий, пишет компания. Кроме того, внутренние цены смогли достичь паритета с экспортными после резкой девальвации в IV квартале 2014 г. «Несмотря на то что существует ряд рисков, мы со сдержанным оптимизмом ждем продолжения 2015 г.», — подчеркивает компания.
Источник — «Северсталь»