Запуск электрички вручную
Кажется, они возвращаются. Главная новость вечера среды — сообщения информагентств о категорическом требовании Владимира Путина к правительству, губернаторам и РЖД: восстановить пригородное железнодорожное сообщение...
Как сообщает ТАСС, президент РФ в жесткой форме раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за сбои в пригородном железнодорожном сообщении.
«Послушайте, это даже несерьезный подход, это касается тысяч людей, это касается производства» — сказал глава государства на совещании с членами правительства, комментируя сложившуюся ситуацию. И добавил: «Что, неужели нельзя было все сделать заранее? А теперь вы говорите, что вам нужно два месяца, чтобы наладить пригородное железнодорожное сообщение. Это (решение вопроса) должно быть сделано немедленно!» — потребовал президент.
Дворкович пообещал, что в течение суток вопрос будет решен.
«Подождите! Восстановить нужно немедленно!» — повторил глава государства. И посоветовал уже после восстановления движения «спокойно, в рабочем режиме решать проблему» с финансами.
Иными словами, глава государства своим категорическим решением предложил сторонам конфликта вокруг электричек нарушить известный принцип монтера Мечникова — «утром деньги, вечером стулья».
Принципиальный для сегодняшней России принцип ручного управления торжествует в очередной раз. Национальный лидер демонстрирует: проблема, системное решение которой не удалось найти в течение 20 лет, может при известном нажиме (пробуждающем в исполнителях желание действовать) быть решена — хотя бы «в общем» — в течение считанных часов.
Еще вчера премьер-министр Дмитрий Медведев мечтательно заявлял о возможности принятия налоговых решений по поддержке пригородного железнодорожного сообщения, о выделении дополнительных средств субъектам Федерации для решения проблемы сохранения электричек...
А уже вечером в среду пресс-служба ОАО «РЖД» торопится заявить о том, что возвращает пригородные электропоезда на линии. Даже там, где они не ходили уже давно. «Разрабатываем план. Будем возвращать в минимально возможные технологические сроки (расконсервация подвижного состава и согласование графиков)», — передает все то же вездесущее агентство ТАСС слова представителя компании.
Казалось бы, надо радоваться такому по сказочному счастливому и радикальному решению проблемы. Но как-то не получается радоваться. Вместо радости опять возвращается гнетущее ощущение чрезвычайщины, становящееся все более хроническим. Тактика бесконечного оконного межведомственного противостояния, завершающегося внезапной и сокрушительной сабельной атакой, хороша для настоящей войны, но имеет мало общего со стратегией мирного социально-экономического развития. Приходится только сожалеть, что она, эта тактика, сегодня все более становится мейнстримом государственного управления, перенимается и копируется «на местах».
Просто потому, что на самом деле она не устраняет главные причины проблемы, а загоняет их куда-то «под спуд», откуда они еще обязательно вылезут рано или поздно (и, как всегда, неожиданно!) — к гадалке не ходи.
Собственно говоря, своим решительным действием президент дал ответ только на два (пусть даже очень важных) вопроса: «нужно ли России, связывающее ее пассажирское железнодорожное сообщение?» и «должны ли ее граждане страдать от того, что государственные ведомства и „хозяйствующие субъекты“ не могут договориться между собой?». Ответы однозначны: «да, нужно» и «нет, не должны», соответственно.
Но хочется еще и «подробностей». Хочется, например, разобраться с издержками монополий, менеджеры которых богатеют, не только когда бизнес прибылен, но и на расходах. Как показывают расследования многочисленных независимых экспертов и СМИ, средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов, уходят своим людям, подрядчикам, скрывающим своих владельцев, отсутствующим по месту регистрации, а на тендерах РЖД конкурирующим друг с другом.
На издержки своих дочек, отменяющих электрички по всей стране, РЖД влияет непосредственно: их основные расходы — аренда состава, инфраструктурный тариф. Коэффициент к тарифу с 1 января вырос в 25 раз (с 0,01 до 0,25) — это основная причина повышения платы за проезд, делающего автобусное сообщение более дешевым. Затраты самой РЖД (по МСФО) в первом полугодии 2014 г. росли в 2,3 раза быстрее, чем ее доходы (год назад РЖД планировала сократить расходы на 89 млрд руб., но пока не получается). Чистая прибыль в этот период сократилась, но все еще велика: 26,4 млрд руб. Зато ширятся проекты: во Франции и Греции, высокоскоростная магистраль до Казани и Пекина, расширение Транссиба и БАМа И РЖД генерирует все больше просьб о субсидиях к государству, используя все возможные каналы льготного финансирования.
Если не скорректировать расходную политику РЖД, она останется без клиентов, но с инфраструктурой, которой по-прежнему будут требоваться бюджетные субсидии. А ведь кроме РЖД в стране есть и другие монополии...
И это предмет кропотливой, системой работы, которая так нужна российской экономике, работы, начинать которую надо было еще «вчера».
В отсутствие же хорошо проработанных экономических оснований функционирования важнейшей инфраструктурной отрасли «кавалерийские» атаки, подробные вчерашней, могут иметь разрушительные последствия.
Сергей Авдеев
«РМ»
«Выводы делать рано»
«Ситуацию с пригородными поездами на Вологодчине находится под личным контролем Олега Кувшинникова. Переговорный процесс с РЖД не прекращался все это время, — подчеркнул пресс-секретарь Губернатора области Алексей Богомолов. — Однако сегодня рано делать какие-либо выводы».