«Осторожно, медиа!» Почему посадили сотрудников телеграм-канала Собчак?
Бывшего коммерческого директора холдинга Собчак «Осторожно: медиа!» Кирилла Суханова суд приговорил к 7,5 годам колонии, а сотрудников телеграм-канала «Тушите свет» Ариана Романовского и Тамерлана Бигаева — к 7 годам. Всех троих признали виновными в вымогательстве 11 млн рублей у главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Это не первое дело о вымогательстве против админов телеграм-каналов и не первое дело, в котором фигурирует руководство «Ростеха».
Всё началось ещё в октябре 2022 года, когда заместитель директора «Ростеха» по особым поручениям и супруг телеведущей Тины Канделаки Василий Бровко, много лет отвечающий в госкорпорации за PR, обратил внимание на пост в канале «Тушите свет», в котором упоминался визит Чемезова на день рождения миллиардера Андрея Бокарева.
Юристы Сергея Чемезова заявили, что упоминание в публикации местонахождения главы госкорпорации составило «угрозу безопасности его жизни и здоровья».
Представители Чемезова связались с администраторами канала и попросили удалить пост, но вышедший с ними на связь Суханов, по версии истцов, потребовал за удаление поста миллион рублей и еще 10 миллионов — за годовой «блок» на публикацию материалов о Чемезове. Сотрудники госкорпорации заплатили 800 тысяч, а одновременно подали заявление в полицию.
В документах канала «Тушите свет» «продюсером проекта» называлась Ксения Собчак; сами обвиняемые в показаниях, которые цитировал телеграм-канал Baza, называли её владелицей канала (сама Собчак это прямо не отрицала, хотя и настаивала на том, что «никогда не писала и не пишет» в канал). Сразу после задержания Романовского и Бигаева в октябре 2022 года у Собчак прошёл обыск, а сама она уехала из России — но через неделю вернулась и принесла Чемезову публичные извинения.
Некоторые медиа даже утверждали, что Собчак удалось пробиться на прием к главе «Ростеха», который и пообещал ей помочь добиться перевода обвиняемых под домашний арест в обмен на «покаянное письмо», текст которого был написан в пресс-службе «Ростеха». Тем не менее сотрудники Собчак остались в СИЗО. Второй раз попасть к Чемезову на прием она уже не смогла.
«Я выполнила все, все договоренности, чтобы было смягчение. <...> 7,5 лет? За что такая несоразмерность? Просто отомстить?» — написала Собчак после вынесения приговора Суханову, Романовскому и Бигаеву. До этого Собчак публично враждовала с супругой Бровко, телеведущей Тиной Канделаки.
С 2022 года, после критики работы «Ростеха» Владимиром Путиным, которую связывали с публикациями в телеграм-каналах, участились случаи арестов их администраторов по обвинениям в вымогательстве, а Василий Бровко из «Ростеха» стал инициатором сразу нескольких таких громких дел. По делам о вымогательстве денег у Бровко уже были осуждены администраторы каналов «Проект „Сканер“» и Riddle (по восемь лет колонии каждому из трех фигурантов), «Кремлевский мамковед» (2,5 года колонии), «Как-то вот так» (2,5 года колонии).
«Чемезов не кровожадный, но он человек старой формации, вокруг которого бегает огромное количество спецслужбистов с криками „Надо посадить! Какого хрена лезут в личную жизнь, всякое пишут? Еще и вымогают!“ Начали сажать, понравилось», — так объяснял знакомый главы «Ростеха» его крестовый поход против ведущих анонимных телеграм-каналов. Знакомый Ксении Собчак добавлял, что по итогам встречи с Чемезовым он произвел на неё впечатление человека, который «не вникает в бизнес телеграм-каналов».
Редакторов и журналистов, скрывающихся за названиями телеграм-каналов, «Ростеху» помогает находить собственная разработка — программный комплекс для деанонимизации «Охотник». При помощи нейросети программа может устанавливать аккаунты администраторов и владельцев телеграм-каналов для дальнейшего установления личности. Свою разработку «Ростех» планирует продавать силовикам, а пока активно тестирует сам.
Сегодня в России Telegram стал главным источником информации в рунете. И чем бы ни объяснялась активность команды Сергея Чемезова в преследовании админов анонимных каналов, правила игры для них изменились: установить личности авторов неугодных публикаций не трудно, а судебная практика уже установила для них стандартную вилку сроков: 5–7 лет.
Любопытно, что оглашение приговоров представителям холдинга «Осторожно: медиа!» практически совпало с медийной атакой на Ксению Собчак — в минувшее воскресенье телеканал НТВ показал 45-минутный «расследовательский» фильм о ней под названием «Тайны Кровавой барыни: что скрывает гражданка Израиля Ксения Собчак».
Авторы произведения, например, критикуют журналистку за то, что она не называла «терактами режима Зеленского» обстрелы Белгорода и Донецка, а также падение Ил-76 с украинскими пленными. Также в сюжете напоминают, что Собчак называла референдум о присоединении Крыма нелегитимным.
А в субботу на том же телеканале вышел получасовой сюжет «Собчак. На личность» в программе «ЧП. Расследования». В нём обвинили Ксению Собчак в сотрудничестве с «врагами России» и получении иностранного финансирования.
Сложно сказать, существует ли на самом деле связь между решением суда по делу бывших сотрудников Собчак и PR-атакой на неё. Очевидно только, что слишком свободно ведущая себя в условиях новых медиаограничений журналистка вызывает явное раздражение провластной общественности. Отчего-то полагающей, что у дочери бывшего начальника нынешнего президента страны больше нет статуса «неприкасаемой».
Получасовой ролик, похоже, развеселил ее: «Есть ощущение, что на канале не знают, что я не баллотируюсь в президенты и не собираю подписи, поэтому посвящать мне 30 минут отборнейших небылиц не имеет никакого смысла, но мне всё равно ужасно приятно».
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ