Возобновленная энергетика
4 октября областное правительство подписало с дочерней структурой «Газпрома» - ОАО «Межрегионтеплоэнерго» соглашение, главная цель которого обновление теплоэнергетического комплекса региона, снижение в нем коррупционной составляющей, а в итоге – финансовой нагрузки на потребителей тепла Вологодской области, с каждым годом становящейся все более непосильной.
Решение череповецких властей передать муниципальную «Теплоэнергию» в аренду какому-то «внешнему инвестору», о котором мы уже писали, приобрело бОльшую определенность после того, как стало известно, что это — часть «глобального» замысла правительства Вологодской области пустить похозяйничать в свой теплоэнргетический «огород» профильную структуру главного монополиста страны.
Как пояснил специально приехавший для разъяснений сути энергосоглашения в Череповец заместитель губернатора Вологодчины Андрей Травников, в его основании лежат три группы причин: технического, экономического и социального характера.
Необходимость скорейшей реконструкции теплоэнергетического комплекса муниципальных образований региона очевидна. Сегодня износ почти девяти сотен объектов теплоэнергетики, расположенных на территории области, составляет порядка 61%, износ сетей, протяженностью в 2 000 км еще бОльший. В острой замене нуждается 250 котельных.
Андрей Александрович напомнил, что в регионе предпринимались попытки модернизации тепловой энергетики — за последние 5 лет было построено около 30 новых блочных модульных газовых котельных. Но, во-первых, этого явно недостаточно, во-вторых, это были разрозненные, плохо сочетаемые с общей энергетической стратегией области проекты, которые зачастую приводили не столько к улучшению теплоснабжения конечных потребителей, сколько к резкому росту тарифов (инвесторы стремились побыстрее «отбить» вложения).
Вторую — социально-экономическую проблему — Травников обозначил эвфемизмом «проблема разбалансировки тарифной политики на территории муниципального образования», под которым на самом деле прячется комплекс проблем. На одном его полюсе коррупционная составляющая непрозрачного и околовластного теплогенерирующего бизнеса, — на другом — все возрастающий тарифный гнет конечных потребителей, который они уже едва способны выдерживать (что, в частности, выражается в росте коммунальных неплатежей).
«Рецепт», прописанный в новом соглашении (и в теплоэнергетической стратегии области) тоже состоит из нескольких пунктов. Первый, это, естественно, техническая модернизация, позволяющая максимально удешевить каждую отдельную гигакаллорию. Второй — ликвидация плохо контролируемых удельных теплоэнергетических «княжеств» за счет укрупнения теплоснабжающих организаций. По словам Андрея Травникова, областному правительству видится идеал в виде «межрайонных теплоснабжающих организаций с повышенной финансовой устойчивостью, с возможностью привлечения ресурсов для дальнейших инвестиционных проектов, которые в будущем будут иметь возможность устанавливать единый тариф на территории».
Единый, обоснованный, но умеренный и почти не растущий энерготариф — эта конечная цель стратегии (и соглашения с газовиками, как ее части и первого шага) должна, по замыслу авторов, устроить население региона, снять лишние поводы для роста социального напряжения. И, пожалуй, в этом они не ошибаются. Хотя в том, что касается деталей, у нас есть к ним вопросы, на которые для читателей «Вашего Управдома» любезно согласился ответить Андрей Александрович.
Пока же отметим еще несколько важных параметров соглашения с ОАО «Межрегионтеплоэнерго».
Для того, чтобы модернизировать и построить запланированные программой 195 объектов теплоэнергетики в 20 из 26 муниципальных районов и в городском округе г. Череповец, акционерному обществу придется инвестировать порядка 5 миллиардов рублей. Большая часть этих инвестиций — 3,4 миллиарда рублей — придется на Череповец, как наибольший по размерам, объему потребления тепла и стоимости своего имущественного теплоснабжающего комплекса из всех районов и округов, участвующих в проекте.
И, видимо, газовики согласились вложить столь весомые средства в обмен на право стать на ближайшие 10-15 лет основным оператором теплоэнергетического комплекса. Столь существенный срок необходим им для того, чтобы окупить вложения, не допустив дополнительной нагрузки на тариф, «за исключением ежегодной индексации в соответствием с уровнем инфляции в рамках предельных индексов, которые доводятся федеральной службой по тарифам».
К сожалению, это сложное для расшифровки выражение, сочиненное областными чиновниками, означает, что в ближайшие 15 лет мы с вами будем платить за тепло больше, чем сегодня, но не так много, как это могло бы быть, а через 15 лет, может быть, тариф удастся либо зафиксировать, либо даже снизить (что выглядит маловероятным).
Хотя, кто знает, что будет завтра, а не то, что через пятнадцать (!) лет?
Илья Неведомский
«РМ»
«Многие не захотели быть первыми»
После своего выступления перед череповецкими журналистами, посвященного подписанию правительством области соглашения с ОАО «Межрегионтеплоэнерго» по развитию теплоэнергетического комплекса региона, Андрей Травников ответил на вопросы главного редактора «РМ» Юрия Антушевича.
— Андрей Александрович, задавая первый вопрос, хотелось бы оттолкнуться от вашего же замечания, что в новых районах Череповца сложно выдаются разрешения на застройку, поскольку туда сложно тянуть коммунальную инфраструктуру. Не рассматривались ли другие варианты решения энергетических проблем за счет индивидуальных тепловых пунктов в квартирах или модульных домовых котельных, которые не требуют дорогостоящей прокладки сетей, чреватых большими теплопотерями?
— Еще в 2010 году мы в Череповце прорабатывали вариант крышных котельных. Котлы в каждой квартире многоквартирных домов в условиях большого города я не поддерживаю — все-таки это большие дополнительные риски безопасности. А вариант с крышными котельными достаточно интресный. Что подтвердила и оценка его экономической эффективности. Срок окупаемости, если не ошибаюсь, составляет меньше трех лет. Несмотря на то, что первоначальные капитальные вложения в строительство дома возрастают, за счет сокращения коммунальных платежей владельцы квартир имели возможность достаточно быстро вернуть вложенные в котельную деньги. Это предложение было оформлено и через управление архитектуры разослано в адрес проектных компаний и застройщиков. К сожалению, эта тема активно в городе не пошла.
Тому есть две основные причины. Во-первых, это особенности рынка жилья города, в последние два года очень «сдержанного», — застройщики побоялись вкладываться еще и котельные, решили не нагружать дополнительной стоимостью свои квадратные метры, которые и без того сложно продаются. И массового распространения это направление не получило. Хотя вот в Вологде число домов с индивидуальными котельными все-таки побольше. Это первая причина. Вторая — многие не захотели быть первыми. Все-таки существует определенная инертность, определенное настороженное отошение к новой технике. К тому же рынок не массовый и круг обслуживающих организаций еще не сложился. Многие застройщики прямо говорили, что опасаются за последующее обслуживание таких домов. Очевидно, тема перспективная и востребованная, но требуется время, чтобы она набрала популярность.
Есть здесь еще одно важное соображение. Чтобы м ы ни говорили, в таких крупных городах, как Череповец, централизованное теплоснабжение более эффекивно. И в 190-м федеральном законе о теплоснабжении даны прямые рекомендации: активно развивать централизованные системы теплоснабжения там, где они созданы. Это подтверждают и расчеты, которые были сделаны при разработке перспективной схемы теплоснабжения города Череповца. В такой схеме, разработанной в прошлом году ивановскими специалистами, предусматриваются в том числе и квартальные котельные — там, где за счет удаленности нецелесообразно тянуть теловые магистрали (например Зашекснинский район, где один источник теплоснабжения — Южная котельная). Так что одно другое не исключает. В тех же новостройках за Шексной, которые идут на восток, часто целесообразно строить квартальные котельные. Тем не менее, эффект масштаба никто не отменял: чем больше источник, тем меньше удельные расходы на производство тепла. Поэтому город Череповец целесообразно развивать в направлении централизованного теплоснабжения.
— Второй вопрос: не попадем ли мы с этой пограммой в тарифную ловушку, когда «Газпром» перейдет на работу по принципу «равнодоходности» реализации своего газа на внешнем и внутреннем рынках, о необходмости которого сейчас все громче (особенно с вступлением в ВТО) говорят в российском правительстве? Тогда, очевидно, мы будем вынуждены платить за газ и тепло, полученное на газовых котельных столько же, сколько и европейцы, при сохраняющейся огромной разнице в реальных доходах.
— Что касается конкурентоспособности газового топлива. Да, есть такая стратегия (не собственно даже «Газпрома», а российского государства) по постепенному переходу на равную доходность экспортных и внутренних поставок. Мы видим это по той тарифной политике государства, которая ведется уже несколько лет. Тарифы на газ растут опережающими темпами, по сравнению с другими коммунальными ресурсами — ежегодно в среднем рост составляет 15%. Этот рост прекратится через несколько лет, когда мы все-таки достигнем равной доходности.
Но и рынок другого основного топлива — каменного угля — тоже ведет себя неоднозначно. Нельзя сказать, что цена на уголь не растет. В конце 2010 года среднерыночный рост цены на каменный уголь составил более 30%. Перспективные расчеты показывают, что даже с выходом газовых цен на уровнень, приближенный к европейскому, газовое топливо останется более выгодным, чем снабжение каменным углем, а, тем более, мазутом.
А вот ситуация с местными видами топлива — неоднозначная. Я имею в виду отходы деревопереработки в виде пеллет. Существующая ситуация пока не в пользу местных видов топлива, но в будущем рост цены на газ, конечно же, будет стимулировать их использование. Поэтому-то параметрами последнего соглашения предусмотрено строительство объектов теплогенерации, работающих не только на газе, но и (там, где это целесообразно) на местных видах топлива.