Господин горновой

 

 

 

 24 августа 1955 года первая доменная печь Череповецкого комбината выдала первый чугун – эту знаменательную дату принято считать днем рождения Доменного производства ЧерМК, а заодно и всего комбината.

 «Ключ на старт» - скоро выпуск начнется, и лавина огня понесется. Выход ваш, господа горновые», - поется в гимне череповецких доменщиков. Такое почтительное отношение именно к этой профессии не случайно – от людей, имеющих самое непосредственное отношение к работе с печью, с расплавленным чугуном, завис львиная доля общего производственного успеха.
 

 

Но даже в этой, подлинной «доменной гвардии», есть особенно выдающиеся личности, своего рода человеческие «бриллианты». К таким знаковым для производства фигурам, без сомнения, относится Пётр Ларичев – ветеран цеха и, как здесь его уважительно именуют, «Главный горновой».
 

Пётр Константинович этому званию соответствует вполне: и непререкаемым своим авторитетом, и обликом – не по возрасту крепкого, осанистого Ларичева видно издалека.
 

- А других раньше на Домну и не брали, - говорит один из учеников Петра Константиновича мастер по технологии ДП Михаил Заводчиков. – Условия были такие, скажем так, «космические», что не каждый выдержит.
 

В упомянутой уже песне доменщиков, печи сравниваются с «земными ракетами» - похоже, на самом деле сюда приходили, как в космонавты записываться. 8 августа 1972 года сюда же вместе с приятелями пришел и 22-летний Петя – Петр Ларичев. Причем, совсем не за «длинным рублем», как можно подумать – на Сталепрокатном заводе, где Ларичев работал после армии, предлагали должность и более денежную, да и спокойную тоже.
 

Пришел, как в воду прыгнул – сразу горновым, сразу в гущу работы. Никаких курсов – вся хитрая доменная премудрость постигалась на практике, которая сама проверяла тебя на зрелость и профпригодность. После этого формальный экзамен, подтверждающий разряд, казался сущим пустяком.
 

- Я, конечно, такой работы до тех пор не видел и жары такой, что пот градом, - вспоминает горновой Ларичев. - Первые годы очень тяжело было. Чугун валит струей, не успеваешь ковши перегонять. Нужно еще вовремя выпуск закрыть. А лётка, как на грех, не закрывается – один раз пушку ставишь, другой… Одним словом, адреналина на печи – по горло.
 

Но Ларичев держался, вспоминает, как почти каждый раз перед сменой спрашивал себя: «Мужик я, или не мужик? Выдержу или нет? Ёлки-палки, должен выдержать!». И выдержал – один из тех 15-ти здоровых парней, что пришли в тот раз в цех. Во-первых, говорит, стыдно было перед старыми горновыми, пускавшими еще первый череповецкий чугун: «не можешь, а ползешь, что-то делаешь». А, во-вторых, поддерживали ребята из бригады.
 

- За сорок лет я, поработав горновым, бригадиром, понял одну простую вещь - главное, чтобы была дружная бригада. Неважно, какой у ребят разряд, главное, чтобы был дружный сильный коллектив - тогда никакая работа не страшна и никакая (не дай Бог!) авария.
 

Эту мудрость Главный горновой Ларичев передает сегодня молодым. Хотя для ДП, где успело смениться не дно поколение, это понятие относительное – вон мастер Заводчиков для Ларичева тоже молодой. Но зовут они друг друга, как принято здесь, по именам, обращаются на «ты».
 

- Про молодых ребят ничего плохого сказать не могу, - улыбается в усы ПЁтр Константинович. – И с ними можно работать, да и сами они могут работать. Не хуже, чем мы. Мы рекорды ставили. Но и сейчас это можно делать, как делают в Копровом с плавками. Рекорд, - смеется собеседник, - всегда можно поставить, было бы желание.
 

Сейчас, конечно, работать стало гораздо легче, признает Михаил Заводчиков, по сравнению с тем временем, когда на печах не было аспирации, и графитовой пылью был покрыт даже пол в столовой. Улучшились спецодежда, СИЗы, в технологии используются современные материалы, делающие процесс выпуска чугуна более стабильным и эффективным.  
 

Но это вовсе не значит, что от доменщиков – газовщиков и горновых – требуется меньше отдачи, ответственности, мастерства. А если кому чего-то не хватает – на помощь всегда придет тот самый Главный горновой, который не только часть традиции, истории производства, но еще и кладезь знаний, как говорят на печах, «ходячая энциклопедия» горновых работ.
 

- ПЁтр всегда найдет время для совета, - говорит мастер Заводчиков. - Человек он прямой, не лукавит, что говорит, то и думает. И делает, что говорит.
 

Такие, как он 57 лет назад зажгли первую в Череповце доменную печь, дали жизнь комбинату. И, пожалуй, пока такие, как он будут поддерживать в этих печах огонь, будет жить и завод, и город, и вся большая «Северсталь».

Сергей Авдеев
«РМ»
24.08.12.

Фото: Олег Проворов

 

Поделиться
Отправить