«Мужик должен!» Кто управляет деньгами в российских семьях?
Так данные опроса SuperJob говорят о том, что чаще всего финансовые разногласия случаются в семьях, где женщина зарабатывает больше мужчины, при этом в большинстве случаев инициатором ссоры становится женщина.
В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие 3000 представителей экономически активного населения, состоящего в браке или отношениях.
О том, что в их семье больше зарабатывает мужчина, сообщили 48% мужчин и 46% женщин. У 20% опрошенных в их паре доходы примерно одинаковы. О более высокой зарплате женщины в семье рассказали 16% мужчин и 12% женщин.
25% женщин и 29% мужчин признались, что нехватка денег иногда становится поводом для конфликтов. Намного чаще это случается в парах, где больше зарабатывает женщина: таким опытом поделились 45% мужчин с более низким, чем у жены, доходом, и 35% женщин-добытчиц. Реже всего о ссорах на финансовой почве рассказывают женщины, зарабатывающие примерно столько же, сколько муж (20%), и мужчины с более высоким доходом (25%).
Инициаторами конфликтов из-за нехватки денег чаще становится женщина: об этом сообщил 41% женщин и 47% мужчин. Признающих за собой разжигание ссор на финансовую тему вдвое больше среди женщин-добытчиц, чем среди женщин, зарабатывающих меньше мужа (61% против 30%). Мужчины с меньшим, чем у супруги, доходом чаще обвиняют в этом свою жену (55%).
Социолог Диляра Ибрагимова (НИУ ВШЭ) в статье «Кто управляет деньгами в российских семьях?» отмечает, что в современной российской семье черты эгалитарности поразительным образом переплетаются с традиционными признаками:
«Согласно исследованиям ФОМ, большинство респондентов склонны придерживаться представления о мужчине как о „кормильце“: две трети опрошенных считают, что муж должен зарабатывать больше жены, и только около четверти полагают, что супруги должны зарабатывать одинаково.
Когда же речь заходит о распределении внутрисемейных ролей, респонденты куда чаще занимают эгалитаристскую позицию — суждения о том, кто должен вести домашнее хозяйство, распределяются ровно противоположным образом: почти три четверти считают, что оба супруга должны участвовать в этом в равной мере, и только четверть придерживаются мнения, что хозяйством должны заниматься жены.
В более ранних исследованиях ... было установлено, что семейно-ориентированные женщины, признавая факт очевидного гендерного неравенства во внешнем мире и не претендуя на равную власть с мужчинами вне семьи, тем не менее желают лидировать и управлять внутри неё (своего рода компенсационная логика). Позиция профессионально ориентированных женщин более противоречива и свидетельствует о стремлении к равенству, а возможно, и к доминированию».
В другой своей работе «Деньги, гендер, власть в домохозяйстве: концептуальные подходы» та же Диляра Ибрагимова приводит данные межстрановых исследований, согласно которым в РФ доминирует установка «дело мужа — зарабатывать деньги, дело жены — вести домашнее хозяйство» (так отвечают почти 60% населения, по этому показателю РФ уступает только Филиппинам).
В то же время, отмечает социолог в докладе «Кому принадлежит финансовая власть в российских семьях?», «чем ниже доход семьи, тем выше вероятность женской власти в семье, однако обратное утверждение не подтверждается.
Если денежный вклад жены в ресурсы семьи больше, то выше вероятность женской власти, при этом значимо и обратное. А если оба супруга работают, повышается вероятность женской власти».
В общем, как ни крути «раз мужик, значит должен».
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ