Из жизни денег. «Ловушка» юаня: Россия из зависимости от одной валюты переходит к зависимости от другой?
Главная претензия к юаню — это неконвертируемая валюта, которую нельзя свободно покупать и продавать в любой стране. Доля расчетов в юане примерно соответствует доле канадского доллара (около 2,5% от всех расчетов). Международным трейдерам и финансовым институтам мира китайский юань не интересен.
Международная валюта должна быть рыночной, а не контролироваться государством. В Китае именно государство определяет курс юаня, а также возможности расчета в нем (в том числе и запреты на сделки). «Нет рыночности — нет резервной валюты, есть искривлённое пространство искусственных цен, иррациональных сделок, скрытых межгосударственных кредитов и учетных квазиденег, не выполняющих обычные функции», — говорил в свое время о юане экономист Яков Миркин.
Но Россия переходит на юань не от хорошей жизни. Так же, как и поворот на Восток — это не какой-то осознанный, хорошо просчитанный выбор, а следствие нужды. Но и в таком вынужденном партнерстве России всё же стоит соблюдать меру, не уходить в сильную зависимость от одного партнёра.
Тем более, что доллары по-прежнему нужны экономике страны, в которой, по признанию ЦБ, «даже к концу 2022 года суммарный вес доллара США и евро в расчетах как за экспортные, так и за импортные поставки составлял немногим менее 50%».
От доллара полностью не ушли, «перехода на рубли» тоже не произошло, напоминает регулятор — просто между долларом и рублем появился юань в качестве «прокладки». В результате валютный риск у российских компаний может возрасти.
Характерно, но ЦБ ни словом не упоминает о том, что какие-то дружественные страны накапливают резервы в рублях. Но рубли никто не накапливает — «девалютизация банковской системы происходит параллельно с накоплением резидентами валютных активов за рубежом. Частично средства на зарубежных счетах могут использоваться для оплаты параллельного импорта и проживания выехавших из России граждан», уточняет ЦБ РФ. То есть, раньше русские люди копили валюту на РФ-счетах, теперь они делают то же самое в других странах.
Эксперт Самолёта Илья Коротков, предприятие которого тоже испытывает дискомфорт от расчётов с использованием большого числа ограниченно конвертируемых валют, полагает, что выходом из нынешней ситуации может быть цифровая валюта, не имеющая единого эмиссионного центра. Но привязанная в определённых регионах к каким-то материальным активам...
Когда готовился этот материал, стало известно, что ЦБ, во-первых, объяснил дефицит юаней в России тем, что локальные участники хранят часть валюты на счетах в китайских банках. А, во-вторых, заявил о готовности к проведению внешних расчётов цифровыми рублями...
СамолётЪ — СамолётЪ-ТВ