«Фан, уйди!» Педагогика Карпина и патриотизм Матыцина, кажется, мало волнуют российских болельщиков
Но на матч сборной страны с Ираком пришли: во-первых, на матче система FAN ID не работала, а, во-вторых, люди реально соскучились по международным матчам. И была всё-таки надежда, что перед своими зрителями на своём поле подопечные Валерия Карпина, показавшие до того в играх «азиатского» товарищеского турне очень блеклый футбол, наконец, встрепенутся.
Мыши и кактус
Карпин, давший перед игрой привычно «огненное» интервью, ничего конкретного не обещал, но с пол оборота завёлся, когда прозвучал вопрос: подаст ли он в отставку, если Россия дома проиграет Ираку:
— Почему я должен подать? Можно и до игры тогда подать. Что поменяется, если мы проиграем? Нас что, вернут на международную арену или, наоборот, ещё дальше забанят.
После чего заявил, что не держится за тренерское место — ни в сборной, ни в «Ростове».
Валерия Георгиевича можно понять: быть тренером команды, у которой нет внятных перспектив и реальных задач хотя бы на ближайшее будущее, непросто.
И, похоже, он сам для себя формулирует эти задачи. Например, набрать в сборную зелёной перспективной молодёжи и заняться её психологическим воспитанием. Так, на всякий случай — вдруг пригодится. Начал Карпин с самого больного — изживания той самой боязни принятия решений, которая, к примеру, вгоняла в ступор полкоманды на последнем Евро, куда Россия ещё была допущена, но с позором оттуда ушла, не выйдя из группы. Под руководством, кстати, тренера-«героя» домашнего мундиаля-2018 Станислава Черчесова.
Так вот Карпин заставлял своё «молодняк» в любой ситуации выходить в атаку за счёт короткого паса. Поэтому молодые (и не очень молодые, из тех, кого тренер всё же позвал) игроки, как те мыши в анекдоте плакали, но грызли кактус раз за разом пытались выполнить тренерскую установку, теряя мяч и устраивая для соперника умопомрачительные обрезы... Когда-нибудь, наверное, научатся. Торопиться некуда. Вон, в матче с Ираком, во втором тайме особенно, когда соперник устал, у наших ребят многое стало получаться. А юный Пиняев и вовсе забил гол — роскошный и рекордный.
Карпин расстраивает болельщиков и футбольное руководство своей неполиткорректностью — ну не умеет он говорить правильные слова. В отличие от своего предшественника, который считал, что должность главного тренера сборной — государственная.
«Лицо страны»
Нынешний тренер-неформал так не считает. За что и заслужил окрик от министра спорта Олега Матыцина, призвавшего Карпина определиться, он «с Россией или сам по себе». Матыцин заявил, что главный тренер является «лицом страны» и каждое его слово влияет на настрой болельщиков.
В этой логике одно из лучших «лиц» страна имела в 2008 году, и это было лицо голландского тренера Гуса Хиддинка, под руководством которого сборная России стала бронзовым призёром Евро...
Болельщики в комментариях сами ответили Матыцину, а в его лице — всем российским «официальным лицам» — в том духе, что вы сначала сделайте хоть что-то, чтобы снять международный бан с главной команды страны, а потом требуйте от Карпина и результата, и патриотизма...
Но на болельщиков, за настрой которых «переживает» спортивный министр, «официальным лицам», похоже, плевать. А как иначе можно расценить реакцию властей — государственных и спортивных — на протест болельщиков против упорно внедряемой на отечественных футбольных стадионах системы FAN ID — соответствующий закон начал действовать в стране с 1 декабря 2022 года?
«Фан, уйди!»
Дело не в удобстве или неудобстве оформления «Карты болельщика» (чиновники пока соглашаются обсуждать только процедуру регистрации), а самом принципе, делающем эту процедуру обязательной.
Ведь очень многие фанаты не хотят оформлять FAN ID из принципиальных соображений. Они справедливо полагают: закон о Fan ID написан так, что в выдаче «Карты болельщика» могут отказать абсолютно любому гражданину, причём без объяснения причин. Кто-то даже сравнил процесс с фейс-контролем в ночной клуб: вы проходите туда или не проходите — и всё. Причём, многие активные представители фанатского движения с таким фейс-контролем уже столкнулись. Кстати, во время ЧМ-2018 в России и матчей ЧЕ-21 в Санкт-Петербурге.
Сейчас фанаты просто объявили бойкот системе FAN ID как таковой. Результатом стало резкое падение посещаемости стадионов, куда без паспорта болельщика не попасть: матчи регулярного чемпионата в РПЛ. А вот там, где футбол обходится без FAN ID, например, в новом розыгрыше Кубка России (до финала), интерес к нему со стороны болельщиков вырос.
Уже в прошлом году, когда бойкот еще был частичным, клубы низших дивизионов по посещаемости обогнали многие клубы РПЛ. После того, как к акции за отмену FAN ID присоединились все фанатские движения, в издании Sports.ru посчитали, что в зависимости от стадиона и города посещаемость матчей РПЛ снизилась в диапазоне от 24% до 72%. А по сравнению с последним доковидным сезоном 2018–2019 годов — уже на 42–86%.
Клубы идут во все тяжкие, чтобы хоть как-то заманить болельщиков на трибуны, готовы уже едва ли не доплачивать за проход на стадион.
Читательница «Фонтанки» прислала скриншот из родительского чата одной из петербургских средних школ, в котором учительница предлагает оформить Fan ID для получения бесплатных билетов на матч 21-го тура чемпионата России «Зенит» — «Урал».
Первыми о непорядке с «Фан, уйди!» тихонько заговорили активные, но обычно бесправные депутаты Госдумы. Потом свой голос против новой системы возвысил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, который назвал его «издевательством», сказав, что нужно «как минимум корректировать» правила применения Fan ID, вызывающего «много нареканий и вопросов».
И, наконец, на проблему обратил внимание сам президент Путин, который ввёл в стране моду не уступать требованиям общественности ни по каким вопросам. И который внезапно поручил до 1 мая упростить использование системы карт болельщика (Fan ID).
Что будет дальше — пока непонятно. Причём по всем составляющим: судьбе сборной страны, её тренера, системы FAN ID.
Пока, кажется, прогресс наметился только в отношении болельщиков — власть, похоже, больше злить их не хочет.
«В любом случае замалчивать конфликт уже было нельзя, — цитирует КоммерсантЪ одного из основателей Всероссийского объединения болельщиков Андрея Малосолова. — Ситуация дошла до такой стадии, когда её надо обнулять и договариваться обо всем заново. Почти 80-процентное падение посещаемости чемпионата — это катастрофа», — считает эксперт.
И напоминает: в Италии в середине прошлого десятилетия уже вводили аналог Fan ID, но буквально через год радикально смягчили систему, столкнувшись с противостоянием ей в фанатской среде.
Будет ли и у нас так?
Сергей Бесков
СамолётЪ