Приключения фибролита в России. ЧФМК создаёт в стране и СНГ новый рынок для современного и экологичного стройматериала
В середине февраля специалисты дочерней компании Череповецкого ФМК — ООО «Фиброплит» — приняли участие в специализированной выставке «Новосибирская строительная неделя», на которой в качестве незаменимого материала для малоэтажного домостроения представили основной продукт череповецкого производства — фибролитовую плиту.
Деревянной «шерсти» клок
Фибролит — строительный плитный материал, появившийся на мировом рынке в конце 1920-х годов. Обычно изготавливается из специальной древесной стружки (шерсти) и неорганического вяжущего вещества. Путём автоматического строгания получается древесная шерсть в виде тонких и узких лент. В качестве вяжущего вещества используют портландцемент. Фибролит не горит открытым пламенем. Легко обрабатывается: его можно пилить, сверлить и вбивать в него гвозди. Водопоглощение цементного фибролита — не более 35–45 %. Фибролитовые плиты имеют широкую сферу применения, являются инновационной заменой традиционных плитных материалов. Шероховатая поверхность фибролита способствует хорошему сцеплению со штукатуркой. Применяется в качестве утеплителя, отделочного и конструкционного материала — для перегородок, каркасных стен и перекрытий.
Фибролит довольно активно использовался в СССР. В современной России практически исчез с рынка — достаточно сказать, что даже ГОСТ на его производство был отменён в 1992 году.
Между тем фибролитовые плиты активно используются строителями и дизайнерами во всём мире, особенно — в европейских странах, где сильна экологическая повестка. Потому что именно фибролит, как никакой другой материал, соответствует задаче сохранения окружающей среды и здоровья человека: продукт экологичного самого по себе производства обладает массой полезных свойств — пожаробезопасностью, влагостойкостью, прочностью и устойчивостью к гниению. А, кроме всего прочего, такая плита, которая ещё на заводе может окрашиваться в яркие цвета, становится ещё и благодатным материалом в руках дизайнера.
Смена концепции
В 2017 году в Индустриальном парке Череповца стартовало строительство уникального для России современного производства фибролитовой плиты. В 2020 году начался выпуск продукции, практически полностью ориентированной на рынок Европы.
Гендиректор Группы «ЧФМК» Илья Коротков не скрывал этой экспортной направленности нового предприятия — высокий европейский спрос гарантировал спрос на новый продукт, а его производство в России — высокую добавленную стоимость за счёт более низких издержек. О российской экспансии фибролита, речь, конечно, тоже шла, но виделась как отдалённая перспектива.
Всё изменила весна 2022 года, после которой все ориентированные на экспорт производства ЧФМК оказались в европейской изоляции, включая, естественно, и Фиброплит. Рынок для него исчез в одночасье. И всё пришлось начинать заново...
То есть перспективная задача «выращивания» отечественного рынка для фибролитовой плиты вдруг оказалась самой что ни на есть актуальной, начинать решать её, как выяснилось, нужно было ещё «вчера».
Товар лицом
И участие делегации череповецкого «Фиброплит» в новосибирской выставке — один из небольших, но важных шагов к поставленной цели. В Новосибирске более 20 тысяч профессионалов строительного рынка России получили возможность увидеть фибролитовую плиту (представленную под торговой маркой NORDECO WCB (wood cement boards) как многофункциональный, экологически чистый строительный материал, удовлетворяющий всем критериям современного, комфортного и безопасного жилья. Конкретные возможности использования фибролита на стройке помогли наглядно продемонстрировать партнёры: компания SoundGuard, производитель профессиональных систем звукоизоляции, и компания БОЛАРС, выпускающая штукатурные смеси и краски.
Результат такой демонстрации специалист по разработке технических решений ООО «Фиброплит» Андрей Платонов оценивает со сдержанным оптимизмом. Ну, просто потому, что одна выставка не в состоянии произвести в сознании потенциальных потребителей «тектонический сдвиг», как говорит Платонов. А такой сдвиг, который позволил бы продавать фибролитовую плиту, как в Европе (то есть по полмиллиона кубометров в год вместо нынешних российских 30-50 тыс. кубов), очень нужен.
Проще всего, рассказывает Андрей, достучаться до дизайнеров — всегда падких на необычные цвета и фактуры. Тем более, когда им открываются такие важные подробности, как особые акустические свойства фибролита.
А вот со строителями всё сложней.
Во-первых, для начала стройке нужен ГОСТ на производство и применение материала, тот самый, отменённый в России тридцать лет назад. И сегодня компания Фиброплит активно лоббирует принятие нового госстандарта, используя возможности правительства Вологодской области, областного ЗакСа, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от Вологодчины. Первая редакция документа уже прошла обсуждение экспертным советом при Минстрое, где создан специальный орган стандартизации. Андрей Платонов надеется, что уже к концу этого — началу следующего года у строителей России появится новый «стандарт на фибролитовые плиты».
А пока «Фиброплит» со своими партнёрами разрабатывают конкретные строительные решения и технологии, позволяющие продемонстрировать строителям (которые очень любят наглядность) возможности фибролита. Одно из таких решений — использование фибролитовых плит в качестве несъёмной опалубки, состоящей из плит NORDECO WCB, смонтированных на каркас из оцинкованной стали с последующим заполнением так называемыми «лёгкими» бетонами (полистиролбетоном, пенобетон, керамзитобетон и др.). Такая композитная система, получившая название NORDECO-Монолит, обладает высокими теплосберегающими свойствами и отличной прочностью благодаря удачному сочетанию нескольких материалов: стали, фибролита и полистиролбетона...
В поисках синергии
Оценивая темпы продвижения фибролита на разных направлениях, Платонов отмечает, что пока на 70-80% фибролит всё-таки воспринимается, как отделочный материал, и только примерно на 20%, как ограждающий, пригодный для стройки.
«Тяжело всё идёт, очень, тяжело, — признаётся собеседник Самолёта. — Несмотря на то, что мы продвигаем фибролит в качестве красивой миссии — сохранения экологии и здоровья людей. Но, увы, экология в нашей стране стоит денег, и не малых. Особенно сейчас».
Чтобы преодолеть эту естественную предубеждённость, основанную на желании сэкономить любой ценой, необходимо достучаться до второго уровня рациональности людей, отвечающих за принятие решений, рациональности, основанной не только на деньгах, но и на социальной ответственности и представлении о прекрасном.
И сделать это проще, обращаясь к молодому поколению специалистов, которые ещё находятся на школьной и студенческой скамье.
Для этого «Фиброплит», например, развивает связи с вузами — в частности, с Вологодским университетом сейчас разрабатывается целый цикл интерактивных лекций, посвящённых фибролиту, с Новосибирским университетом архитектуры и дизайна...
«Если хотя бы пару лет этим заниматься плотно вместе с институтами — дело пойдет, — убеждён Платонов. — Эти ребята завтра выйдут в самостоятельное „плавание“, начнут проектировать — и дизайн, и акустику. Кстати, на раннем этапе обучения можно „поженить“ инженера-акустика и дизайнера. Это будет красивая история. Один создает образ пространства, второй рассчитывает».
Энтузиазму собеседника Самолёта можно только позавидовать. Но и выхода другого у предприятия нет.
Гендиректор Илья Коротков тоже убеждён в конечном успехе «фибролитового» проекта:
«Он обязательно будет востребован и в России, претендующей на рост экономики, и, тем более — в растущих экономиках стран СНГ. Осталось только найти синергию этого роста с нашим продуктом».
Что ж, как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт...
Юрий Антушевич
СамолётЪ