Старик и бойскаут

 Тем взрослым, кто еще не успел посмотреть новый мультик «Вверх», настоятельно рекомендуем это сделать – порой фильм, который отчаянно притворяется веселым развлечением, но говорит по преимуществу о печальных вещах, оказывается хорошим лекарством от настоящей депрессии.
 То ли кризис тому виной, то ли на самом деле что-то происходит в «коллективном бессознательном» западного человека, но две кинокартины, проходящие по разделу «Безнадега.ру», это, однако, уже тенденция. Самым пессимистичным фильмом в списке главных номинантов на «Оскар»-2009 стала картина «Дорога перемен» (Revolutionary Road) Сэма Мэндеса. А честь открывать в этом году Каннский кинофестиваль выпала новой ленте передовой анимационной студии Pixar «Вверх» (Up), которая отчаянно притворяется веселым развлечением, но так и не дает забыть, что искусство говорит о вещах по преимуществу печальных.

«Дорога перемен» - о том, как так называемая «взрослая жизнь» обывателя с ее раз и навсегда заведенными ритуалами настигает почти каждого. Пусть даже в юности он лелеял самые возвышенные и романтические мечты, и пестовал самые высокие претензии. Только вот не у каждого представителя так называемого «среднего класса» эта жизнь вызывает отчетливое желание повеситься. Как-то совсем по-чеховски (правда, без платоновской истерики) Мэндес весь свой фильм с методичностью садиста вытягивает из тебя главное чувство – страх. Страх перед переменами, которых никогда не будет. Страх перед дорогой, которая никуда не ведет.
 

«Вверх» тоже о несбывшихся мечтах, которые настигают тебя в самом конце. Но это совсем не поступательный, без замаха удар в переносицу, как у Мэндеса. С помощью сюжета об угрюмом семидесятилетнем Карле Фридрексене, который так не хотел в приют для престарелых, что привязал к своему дому тысячи воздушных шариков и улетел в Южную Америку, пиксаровцы Пит Доктер и Боб Петерсон решили поспорить с Мэндесом и Чеховым, и рассказать детям о смерти.
 

По их версии это не страшно, хотя и очень печально. Особенно печально первые 20 минут. Когда перед зрителем, как при ускоренной перемотке проходит вся жизнь Фридрексена. Сперва, застенчивого школьника, вместе с бойкой девочкой Элли мечтающего об увлекательных путешествия и открытиях, «деяниях, которые я совершу». Затем – счастливого жениха и мужа. Мечты остаются, но как-то все откладываются на потом. Всякий раз возникают какие-нибудь мелкие заботы. Требующие все-таки внимания и денег. Копилка, в которую супруги пытаются откладывать денежки на «воплощение мечт», периодически разбивается. И так – год за годом. И вот уже Элли - портрет в рамочке на стене, а в руках у схоронившего жену Карла детский альбом, предназначенный для записи тех самых, не совершенных, «деяний».
 

За следующий час экранного времени Карл преодолевает много миль, знакомится с бестолковым толстым бойскаутом, глупой говорящей собакой и еще более глупой Птицей счастья, наконец, сражается с героем своего детства — озлобившимся знаменитым путешественником. Но все это лишь для того, чтобы в конце еще раз перелистать альбом со старыми фотографиями и детскими каракулями покойной жены. И понять: не полет на воздушных шариках и беготня за дурацким павлином, а вот эта однообразная, безоблачная, бездетная, так быстро промелькнувшая жизнь была главным приключением. С уютными креслами, разноцветными галстуками и мечтами о дальних странах.
 

«Вверх» - скорее апология обыденности, чем бегство от нее. Это попытка хоть как-то утешить тех, кого на смерть придавила та самая «взрослая» жизнь с ее городским (или пригородным) мещанством.

Сергей Михайлов,
Олег Зинцов

Фото - AmericaRU.com

Поделиться
Отправить