Среда. «Знает, как»: Алексей Мордашов одобрил план расходования своих денег на благоустройство Череповца
Эскизные проекты, утверждённые 18 июля на совещании под председательством Алексея Мордашова, представил 47-летний архитектор и урбанист Илья Заливухин. Тот самый гендиректор ООО «Яузапроект», который в октябре прошлого года представлял череповецким журналистам весьма привлекательный мастер-план Череповца.
Тот план вызвал бурное обсуждение в соцсетях. После чего наступила пауза. А в нынешнем феврале, за неделю до начала украинской «спецоперации», Алексей Мордашов фактически объявил, что берёт реализацию плана на себя. При этом помимо «Яузапроекта» в числе подрядчиков владельца «Северстали» начал фигурировать Московский центр урбанистики и его управляющий партнёр Анна Урнова.
После чего началась работа. Довольно непрозрачная, несмотря на появление специального сайта, посвящённого «мордашовскому» проекту. Источники в окружении олигарха поясняли: всё делается по новой специальной методике, позволяющей вытащить «истинные» и «тайные» желания из жителей Череповца, которые в своём обычном состоянии (ясном уме и трезвой памяти) «сами не знают, чего хотят».
Теперь — знают. Хотят они, например, того, чтобы в исторической части Советского проспекта — от Соборной горки до проспекта Победы — машинам стала тесно, а людям — просторно. Здесь будет сужена проезжая часть и расширены тротуары, на которых обустроят велодорожки и комфортные пешеходные зоны с местами отдыха и летними площадками возле кафе. Появится современное уличное освещение и архитектурная подсветка зданий. А ещё информационные стенды и «исполненные в мощении отметки об истории города».
Но о Советском проспекте местные СМИ предпочитают особо не распространяться, зато смакуют будущее зашексниского парка «Серпантин» — ныне довольно странного образования с чахлыми деревьями, огороженного забором, — созданного на месте свалки строительного мусора после монтажа гипермаркета «Лента» (сейчас тоже принадлежит Мордашову).
В «Серпантине» проектировщики собираются сделать всесезонное место притяжения горожан, которые очень любят разного рода непритязательные развлечения. Обещано, что зонирование предусмотрит «как возможности для тихого отдыха и прогулок, так и для активного досуга, в том числе с детьми на игровых площадках и у сухого фонтана». В парке будет создано «комплексное спортивное ядро», где с многофункциональной площадкой для занятий экстремальными видами спорта, воркаут-комплекс и столы для настольного тенниса, обновленную баскетбольную площадку. В центре парка оборудуют площадь, приспособленную для проведения мероприятий и павильонов торговли. Зимой на территории парка можно будет построить ледяной лабиринт и снежный городок, «обустроить организованные спуски с холмов на ледянках, организовать новогодние ярмарки».
«Проект предусматривает применение природоподобных технологий. Экологи предлагают посадить характерные для климатической зоны растения, оформить природную зону с холмами и включить элементы ботанического сада. По периметру парковки сделаем дождевые сады, которые помогут справляться с осадками. Это специальные деревья и кустарники. Таких дождевых садов много в Финляндии, Швеции», — рассказал на презентации Илья Заливухин.
Алексей Мордашов одобрил «современные решения, основанные на наилучших мировых практиках» и предупредил городские власти, что им придётся обеспечить «соответствующее сопровождение» реконструированных объектов специально обученными сотрудниками городских служб, «чтобы сохранить эти качественные изменения, поднять уровень благоустройства городской среды Череповца».
Деньги он даст. Говорят, правда, что до февраля хотел дать больше, но неожиданно свалившееся на «Северсталь» «тяжёлое материальное положение», заставило умерить аппетиты.
И не очень понятно теперь, будет ли Мордашов финансировать ещё какие-то реконструкции в Череповце, или же заявленные два проекта просто станут «модельными»: лучшие практики реализации проектов благоустройства и их дальнейшей всесезонной эксплуатации будут переданы для использования муниципальным организациям Череповца, а дальше — как хотите.
Но, во всяком случае, Мордашов хотя бы сделал первый шаг к тому, чтобы «расколдовать» то самое слово «публичный», которым и активисты, и застройщики, и городские администрации бескрайней России заколдовывали рощу, лесок, пруд или набережную, и которое меняет смысл в зависимости от рамки, в которую слово встроено.
Теперь понятно, как понятие «публичные пространства» понимает один из хозяев города.
Второй, формально — первый хозяин в ответ на это заявление предпочёл пока остаться в тени: «Мы работаем под лозунгом „Делаем наш город лучше“. „Северсталь“ нас в этом поддерживает», — сказал мэр Вадим Германов. Кажется, его устраивает положение города, как большого «улья», в который каждая пчела приносит (по возможности) свой «нектар» со «ста расцветающих цветов» и опыт «ста соперничающих школ»...
Юрий Антушевич
СамолётЪ