Сказка дядюшки Миллера. Или почему современный питерский «Зенит» так похож на советское киевское «Динамо»
Не совсем логичное поражение московского «Динамо» от «Урала» на своём поле и вполне ожидаемый разгром, который «Зенит» учинил в Питере столичному «Локомотиву», привели команду Сергея Семака и Артёма Дзюбы к четвёртому подряд чемпионскому титулу.
Всего же их у питерского клуба восемь — на два меньше, чем у Спартака, безраздельно царившего в российском футболе в 90-е. В нулевые и десятые периодически вырывались наверх то «Локомотив», то ЦСКА. Но «Зенит» всё-таки оказался убедительнее прочих, выстраивая свою игру и систему на мастерстве и опыте иностранных тренеров (Петржелы, Адвоката, Спалетти, Виллаш-Боаша, Луческу, Манчини), а также практически безграничных возможностях корпорации «Газпром».
«Зенит», как «Динамо» сегодня
Весёлый, боевой, в чём-то безбашенный коллектив времён Павла Садырина и даже ещё Властимила Петржелы, способный выиграть у кого угодно, но и кому угодно проиграть, со временем стал любимой игрушкой «дядюшки Миллера». И постепенно превратился в настоящего монстра отечественного футбола, давящего соперников в национальном первенстве, как паровой каток. Правда, на международной арене этот колосс почти неизменно демонстрировал соперникам свои глиняные ноги, за что и бывал регулярно ими бит. Исключением стал сезон 2007/08 годов, когда ещё не «забронзовевший» «Зенит» завоёвывал Кубок и Суперкубок УЕФА.
Болельщику со стажем «Зенит» может напоминать... киевское «Динамо» 70-80-х годов прошлого века, которое тогда доминировало в первенстве СССР. Во многом за счёт того, что представляло собой фактически сборную Украинской ССР, из всех прочих кулубов которой «пылесосило» к себе практически всех лучших футболистов. Не все из них были способны заиграть в жёсткой системе Лобановского-Базилевича. Но те, кто смогли — становились звёздами даже международного уровня. Те, кто не смог — уходили на понижение или вовсе заканчивали карьеру... Такие возможности киевлянам тогда покровительство ЦК Компартии Украины и лично первого секретаря товарища Щербицкого.
Сегодня возможности «Зенита», пожалуй, превосходят возможности «Динамо» Киев почти полувековой давности. Просто потому, что финансовые возможности «Газпрома» позволяют питерской команде «пылесосить» игроков и тренеров не только в России — во всём мире. Во всяком случае, позволяли это делать до 24 февраля 2022 года...
Сегодня, как показал матч с «Локомотивом», игру «Зенита» делают отнюдь не российские футболисты, а легионеры-бразильцы. Так было в своё время в донецком «Шахтёре» — любимой игрушке другого влиятельного человека — Рената Ахметова.
Алексей Миллер может себе позволить удерживать их в команде (очевидно, очень большими деньгами) в то время, как из других клубов РПЛ легионеры бегут с большой скоростью, ставя свои бывшие команды на грань катастрофы, например, в «Рубине».
Равных нет
Справедливости ради надо отметить, что причиной очередного чемпионства «Зенита» стала не только его «миллеровская» мощь, но и бессилие соперников, готовых, казалось бы, бросить вызов питерцам.
Речь, прежде всего, о московском «Динамо». Молодой, и весьма симпатичной команде, которую немец Сандро Шварц выстраивает на перспективу. Однако в нынешнем сезоне «Динамо», как никогда было близко к тому, чтобы бросить реальный вызов «Зениту». Но, увы, сломалось в последних решающих играх.
«Как показала практика – нет тех, кто сопротивляется. Хочется дерби двух столиц, чтобы топ-клубы подтянулись. ЦСКА ожил, «Динамо» сопротивлялось больше на словах, а если вы боретесь за чемпионство, то странно отдавать матчи с «Уралом» дома. Хотелось бы сильного чемпионата, чтобы борьба была до последнего тура», — эти слова счастливого Артёма Дзюбы в эфире телеканала «Матч Премьер» одновременно и обидны для динамовцев, и справедливы.Но ничего не объясняют в произошедшем в матче «Динамо»- «Урал», в котором доминировавший, но психологически ещё не «заматеревший» столичный клуб умудрился проиграть аутсайдеру, сумевшему собраться и «упереться» на одну игру. Именно психология сегодня — ахиллесова пята молодого «Динамо», из которого, кстати, легионеры пока массово не уезжали (за исключением украинца Ракицкого).
Три сценария для российского футбола
Итак, «Зенит» празднует чемпионство. А между тем оно может оказаться последним в том антураже российского первенства и отечественного футбола в целом. Алексей Миллер на кураже победы объявляет, что «футбольная столица растёт и строится». Но это может оказаться столица совсем другого футбольного «государства».
Все мы знаем, что отечественный футбол сейчас отстранён от участия в международных матчах и турнирах: сборная не едет на мировое первенство в Катар, клубы не будут участвовать в еврокубках. И, похоже, то, насколько долгим и жёстким получится такое отстранение, зависит от решения, которое на следующей неделе примет УЕФА, планирующее рассмотреть статус российских клубов и сборной, а также вопрос их участия в соревнованиях под своей эгидой.
В существующих геополитических условиях рассчитывать на снисхождение европейских структур к российскому футболу сложно. Не случайно в РФС уже начали активную подготовку к самому худшему варианту событий. РБК сообщил, что в Российском футбольном союзе рассматривают несколько «ключевых сценариев развития российского футбола, которые могут быть реализованы в зависимости от развития дальнейших событий».
Всего таких сценариев, если верить источнику издания, три: «европейский», «азиатский» и «внутренний».
«Европейский» сценарий связан с ожиданием наших футбольных чиновников снятия санкций со стороны ФИФА и УЕФА. В этом случае речь идёт лишь о том, как российскому футболу — сборной и клубам — продержаться до того момента, когда они снова смогут полноценно участвовать во всех турнирах. Это, пожалуй, самый лучший, но и, увы, самый невероятный сценарий для профессионального футбола России.
В случае реализации «азиатского» варианта должен произойти выход РФС из состава УЕФА с дальнейшим переходом в Азиатскую конфедерацию футбола (AFC). Со всеми вытекающими последствиями. В виде участия клубов в турниры AFC (Азиатская лига чемпионов, Кубок AFC), а сборной — в соответствующих соревнованиях азиатского континента.
С одной стороны, как справедливо отмечают чиновники, этот переход резко повысит шансы российских клубов на победы (в азиатских кубках), а сборных — квалифицироваться на чемпионаты мира, включая молодежные и Олимпийские игры. Но, с другой, низкий уровень соревновательной практики в турнирах сборных и клубных соревнованиях неизбежно будет снижать уровень российских команд, участие в азиатских турнирах — лишит РФС возможности вернуться в УЕФА в кратко- и среднесрочной перспективе.
Наконец, «внутренний» сценарий может стать дорогой к практически полной изоляции отечественного футбола от всего остального мира. Нечто подобное советский футбол переживал в 20-30 годы прошлого века и сразу после окончания Второй Мировой войны, когда приезд в СССР какой-нибудь «сборной басков», а турне московского «Динамо» по Туманному Альбиону в силу своей исключительности становились международными событиями невероятной «важности».
В стратегии РФС такая отчаянная перспектива отражена, как «сфокусированность на развитии внутреннего чемпионата и взаимодействии с „дружественными“ странами».
Это означает, что сборные команды будут заняты товарищескими матчами с командами из «дружественных» стран. А клубы — выступлением в «реформированном» первенстве России, куда, возможно, удастся заманить кого-то из тех же «дружественных» стран.
Чиновники РФС честно перечислили и «преимущества» (развитие футбола в стране «без влияния международных футбольных организаций»), и недостатки (долгосрочное отстранение России от международных соревнований на уровне сборных и клубов и отсутствие качественной соревновательной практики для сборной и клубов) такого варианта «стратегии».
Зачем нам футбол, если в нём не будет России?
Очевидно, что следствием всех вариантов кроме «европейского» становится деградация отечественного профессионального футбола. А, возможно, и его полного исчезновения — окончательное превращение этого любимого россиянами вида спорта из увлекательного зрелища в «один из драйверов социального развития».
Любопытно, что в РФС при любом варианте развития событий рассчитывают масштабировать «ключевой проект» по увеличению массовости футбола — «Футбол в школе». Согласно приведенным данным, в 2025 году: 400 тыс. школьников будут играть в футбол на физкультуре (на начало учебного года в 2022-м таких должно быть 250 тыс.); 75 тыс. будут заниматься им в специальных секциях (30 тыс.); в школьной футбольной лиге должны принимать участие 80 российских субъектов против текущих 25.
Непонятно только, зачем стране, не рассчитывающей на возвращение в мировой футбол, столько футболистов-любителей?
Сергей Бесков
СамолётЪ