Пешечное мясо. Как российский претендент дважды упустил возможность стать чемпионом мира на фоне возрождения интереса к шахматам
Чувство ритма
Те, многие, кто посмотрел выпущенный Netflix в конце 2020 года сериал «Ход королевы», который успел покорить за это время весь мир, могли обратить внимание, как там показаны шахматы — одна из величайших игр, придуманных человечеством.
В ней важную роль играют не только такие обязательные составляющие, как стратегическое мышление и острота ума, но ещё и особое чувство ритма. Особый драйв шахматной партии создаётся в том числе тем, что здесь, в отличие от других игровых видов спорта, включая теннис, соперники двигают фигуры поочерёдно и после каждого хода должны выдержать паузу. Так рождается особая игра ритма, создающего драйв, который порождает зависимость шахматиста от своего дела.
Акцент на такой зависимости стал и важнейшей линией «Хода королевы», благодаря которой, пожалуй, консультант сериала, экс-чемпион мира Гарри Каспаров назвал его «самым точным шахматный фильмом, который ему приходилось видеть. И, возможно, именно в этом акценте и заключается секрет бешеного успеха восьмисерийного произведения Скотта Фрэнка.
В ушедшем году те самые зрители, что, прильнув к экранам своих телевизоров с упоением следили за судьбой и игрой (что почти одно и тоже) выдуманной девушки-вундеркинда Элизабет Хармон, получили возможность прикоснуться к реальной шахматной драматургии — очередному матчу за звание чемпиона мира между действующим обладателем титула Магнусом Карлсеном и претендентом Яном Непомнящим.
Срыв резьбы
А FIDE вместе со своими спонсорами постаралась подогреть интерес к поединку, обещавшему стать — ни более, ни менее — «столкновением ведущих интеллектов планеты». По словам президента Международной шахматной федерации Аркадия Дворковича, на популярность матча и рост аудитории работали появление новых стриминговых платформ и каналов, и больший, чем обычно, интерес телевидения.
И поначалу напряжение матча, состоявшего сплошь из одних ничьих, вроде бы оправдывало ожидания: соперники, игравшие между собой с «младых ногтей», на самом деле казались достойными друг друга... До шестой партии, которая, пожалуй, и стала решающей: Карлсен в ней на 136-м (!) ходу в своём фирменном стиле — как воду из камня — выжал выигрыш и, похоже, одновременно морально сломал Непомнящего. Во всяком случае, российский претендент стал допускать грубые «зевки» в решающие моменты и так проиграл подряд восьмую и девятую партии. А в 11-й, в совершенно равной позиции, не предвещавшей ему ничего дурного, Ян на 23-м ходу зачем-то двинул вперёд пешку на g3, нападая на ладью, и немедленно угодил под страшную атаку Карлсена, вылившуюся в досрочный триумф чемпиона мира во всём матче, регламент которого предусматривал 14 классических партий.
Такой лёгкой победы чемпиона над претендентом не было давно. Эксперты увидели причину срыва претендента не в пробелах в теоретической подготовке Непомнящего, а неадаптированности к тому самому ритму чемпионских матчей, который был одним из главных «действующих лиц» в «шахматном» сериале Netflix. «Когда ты к нему не готов, ты упираешься изо всех сил, играешь на пределе, не опускаешься ниже своего высоченного потолка, но удивительный противник всё равно на любой твой ход находит ответ сильнее. Поэтому рано или поздно происходит срыв», — полагает гроссмейстер Аниш Гири.
А уже в самом конце декабря Ян Непомнящий упустил верную возможность реабилитироваться, едва не став чемпионом мира по быстрым шахматам на первенстве в Варшаве. Там он уступил на тай-брейке молодому узбекскому мастеру Нодирбеку Абдусатторову, которого уже называют «восходящей звездой мировых шахмат».
Теперь Яну Непомнящему надо вновь выигрывать кандидатский турнир, куда его включат без отбора. Таков — вместе с 40% от призового фонда в €2 млн — бонус за неудачу в чемпионском матче, какой бы однозначной и болезненной она ни была.
Матч-реванш?
Будет ли его вторая попытка более успешной? Эксперты этого не исключают. Но, во-первых, в соперниках по кандидатскому турниру у него будут, помимо уже упомянутого Абдусатторова, ещё один молодой шахматный «вундеркинд» — француз иранского происхождения Алиреза Фирузджа, уже взлетевший на вторую строчку рейтинга FIDE.
А, во-вторых, в очередной раз доказавший свою силу Магнус Карлсен (держит чемпионскую корону с 2013 года) не горит большим желанием снова играть с Непомнящим, ссылаясь на посетивший его уже в последнем матче с Яном «дефицит мотивации». Магнус, по его собственным словам, предпочёл бы сыграть с ткем же Филрузджой.
Но глава FIDE, бывший российский вице-премьер Аркадий Дворкович утверждает: это будет возможно, если Алиреза выиграет турнир претендентов. Понятно, что и россиянин Дворкович, и российские спонсоры чемпионского турнира и международной федерации хотели бы, чтобы через год с Карлсоном вновь играл россиянин — Непомнящий ли, или кто-то другой. Слишком долго у России не было своих шахматных «королей». А это обидно. Потому что практически вся послевоенная история шахмат была историей побед советских шахматистов: гегемонию таких величин, как Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник, в 70-е годы прошлого века сумел нарушить только американец Бобби Фишер. И то на очень короткий срок.
За без малого полтора десятилетия прошедших после того, как четырнадцатый чемпион мира Крамник уступил в 2007 году титул индийцу Вишванатану Ананду, России достались лишь две попытки его вернуть. Обе оказались неудачными.
И, пожалуй, желание национального реванша подогревается не только спортивным азартом. Здесь уместно вспомнить другой фильм про шахматы, вышедший в прокат перед новогодними праздниками. Это «Чемпион мира» Андрея Сидорова, снятый студией «ТриТэ» Никиты Михалкова и Леонида Верещагина, в которой родились такие патриотические спортивные ретро-блокбастеры, как «Легенда № 17» (2012) про хоккей и «Движение вверх» (2017) про баскетбол.
Теперь пришёл черёд вспомнить о славе советских шахмат. Только в отличие от «Хода королевы» фильм, посвящённый соперничеству Анатолия Карпова с Виктором Корчным, снят не столько про шахматы, сколько о холодной войне, символом которой и стал тот странный матч 1978-го года в филиппинском Багио.
Наверное, это не случайно, если учесть, что новая холодная война между Россией и Западом в российском патриотическом кино сейчас ведётся, кажется, с не меньшим накалом, чем 43 года назад.
И тем не менее, величайшие шахматные чемпионы (и, кстати, Анатолий Карпов в том числе) останутся в истории отнюдь не благодаря патриотизму или его отсутствию. Но только лишь из-за величия их гения. А ещё — благодаря достоинству и выдержке, которые, если вдуматься, являются главными слагаемыми успеха. И не только шахматного...
Сергей Бесков
СамолётЪ