Забытая форма
На общем коммунальном фоне города, где господствуют управляющие компании и в гораздо меньшей степени ТСЖ, фактически неразличима так называемая «непосредственная» форма управления многоквартирным домом. Между тем, она не только имеет право на существование по закону, но несет в себе явные преимущества для добросовестных собственников жилья.
Жилищный кодекс закрепляет три возможные формы управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление правлением ТСЖ, и делегирование полномочий по управлению обще домовым имуществом в управляющую организацию (управляющую компанию). В Череповце все три равноправные с точки зрения закона формы используются очень неравномерно. Большая часть многоквартирных домов находятся под «опекой» управляющих компаний. В сравнительно небольшой части созданы ТСЖ. И только один дом по адресу ул. К.Белова, 29 управляется непосредственно собственниками жилья. Причем, достаточно успешно.
По мнению финансового директора УК «Олимп» Татьяны Мартыновой, главное преимущество этой формы заключается в том, что она предусматривает непосредственное заключение каждым собственником договора с ресурсоснабжающими организациями (Теплоэнергия, Водоканал, Электросеть и т.д.). Чем это выгодно?
— Не секрет, что сейчас управляющие компании обязаны оплатить ресурсоснабжающим организациям 100% по счету за тот ресурс, который в целом потребил дом, — рассказывает Татьяна Владимировна. — При этом также не секрет, что существует такое «горе», как должники за коммунальные услуги и даже злостные неплательщики. Из-за них управляющая компания, не заплатившая вовремя все 100%, подвергается санкциям — пеням, штрафам, ограничениям в поставке ресурсов и даже полному отключению домов. К счастью, последняя мера у нас в городе пока не применяется. В этом отношении Череповец довольно уникальный город — все наши УК практически в полном размере рассчитываются с «ресурсниками». Вопрос — из каких средств? Ответ прост — за счет отвлечения денег от содержания и ремонта дома.
Получается, что управляющая компания, чтобы не оказаться в должниках, вынуждена существенную часть средств, заплаченных собственниками за услугу по содержанию дома, направлять в оплату ресурсов. Мало того, УК несет и дополнительные затраты (кстати говоря, не заложенные в тарифы): на работу с дебиторской задолженностью, на печать квитанций, на соответствующее программное обеспечение, на судебные иски и т.п.
— Если посмотреть динамику роста тарифов, можно убедиться, что в то время как ресурсоснабжающие организации (РСО) имеют возможность поднимать на 15%, управляющих ограничивают 3-5%, не более, — говорит Мартынова. — У нас роста тарифов практически нет. Но собственнику жилья, получающему счет трудно это увидеть. Его легко убедить громогласными заявлениями о росте тарифов на услуги ЖКХ. Так вот непосредственная форма управления позволяет нам разделить платежи, затраты, получать деньги от жителей только на обслуживание дома и заниматься только им, а не обслуживанием еще интересов РСО (причем, за свой и собственников счет).
— Совершенно согласна с Татьяной Владимировной, — подтверждает Елена Самойлова, на себе испытавшая непосредственную форму управления домом, — непосредственная форма позволяет ресурсоснабжающей организации претензии за неоплату предъявлять не всему дому, а только конкретному собственнику. Она позволяет разделить вашу собственную ответственность за содержание вашей квартиры и содержание обще домовой собственности. Нам в нашем доме показалось, что непосредственная форма управления домом — наиболее справедливая и работоспособная из всех предложенных. Самым сложным при переходе на эту форму был первый шаг — нужен был инициатор: собственник или какая-то инициативная группа. Нам было непросто, особенно заключать договора с РСО. Нам говорили: «у вас ничего не получится». Но, оказалось, что все это вполне реально. И очень выгодно.
Татьяна Мартынова считает, что будущее за непосредственной формой управления многоквартирными домами и советует всем собственникам жилья в МКД внимательно к ней присмотреться:
— Если раньше существовали определенного рода препоны для развития этой формы управления, то теперь государство пытается ее поддержать, закрепить законодательно. Мы ждем изменений в правила содержания жилья, где эта форма будет описана более четко. Вплоть до того, что ресурсоснабжающая организация должна будет запрашивать у УК, на какую форму управления будет переходить дом.
Вместо послесловия:
Правительство нашло способ бороться с неплатежами управляющих компаний в сфере ЖКХ. Поставщики ресурсов смогут разрывать договоры с ними при просрочке платежей более чем на три месяца и перейти на прямые контракты с населением. В конце февраля принято правительственное постановление, позволяющее поставщикам ресурсов при определенных условиях переходить на прямые взаимоотношения с собственниками жилья. Кстати, возможность прямой оплаты энергии, тепла и воды появилась в Жилищном кодексе еще летом.
Марина Мельникова
«РМ»
27.03.12.