Коронавирус уходит на перерыв? Статистика свидетельствует в пользу окончания четвертой волны COVID-19
В понедельник оперативный штаб по борьбе с коронавирусом сообщил о 35 681 случае заражения за сутки. Это минимальное количество заболевших с 24 октября. Во вторник суточное количество заражённых ещё меньше — всего 33 996 случаев. И это минимум уже с 19 октября. Налицо явный спад, подтверждаемый главой Роспотребнадзора Анной Поповой, которая заявляет о снижении выявляемых случаев COVID-19 на 2,5%. Чему, по её словам, этому способствуют меры, принятые в регионах, а также увеличение темпов вакцинации. Госпожа Попова уточнила, что «в стадии снижения» находятся более десяти субъектов.
Между четвёртой и пятой перерывчик небольшой
К ним можно отнести не только Москву, где уже в понедельник суточная заболеваемость снизилась сразу почти на 20% по сравнению с воскресеньем, или Санкт-Петербург, в котором зафиксировано 2215 новых заболевших против 2496 днем ранее, но и, например, Вологду, где ещё недавно шёл уверенный рост заболеваемости и заполняемости коек в ковидных госпиталях. А во вторник впервые за две недели суточное число заболевших опустилось ниже отметки в 400 человек. Кроме того, зафиксировано снижение уровня госпитализации. Сегодня 26% мест В моногоспиталях освободилось порядка 26% мест, коечный резерв вырос до 20%. В результате губернатор Олег Кувшинников даже поручил вывести из красной зоны стационары в Сокольском и Шекснинском районах, и возобновить там «профильную деятельность».
Дополнительным свидетельством того, что четвертая волна «сходит», могут служить данные ПЦР-тестирования, которые «Коммерсанту» предоставил генеральный директор центра молекулярно-генетических исследований ДНКОМ Андрей Исаев. По подсчетам лаборатории, количество положительных проб в среднем по России в период с 15 по 22 ноября упало до 6%. Неделей ранее, с 8 по 14 ноября, положительными были 11% всех тестов, в период с 1 по 7 ноября — 13%.
По словам Андрея Исаева, четвёртая волна COVID-19 в России оказалась самой короткой: с небольшим подъёмом заболеваемости в середине сентября, пиком в октябре и спадом, начавшимся фактически во второй половине ноября. Всё про всё заняло не более 6-8 недель. Относительно немного, если сравнивать с третьей волной, продлившейся более 8 недель: с мая по начало сентября. И тем более со второй волной, длившейся с сентября прошлого года по февраль этого.
К негативным последствиям этих волн можно отнести тот прискорбный факт, что с каждой новой волной в стране растёт уровень летальности, который специалисты объясняют низким уровнем коллективного иммунитета. Например, в Великобритании, где привиты более 80% населения, всплески заболеваемости были даже выше, чем в России, но при этом на пике умирали не более 100 человек в сутки, то есть в десять раз меньше, чем в нашей стране.
Эксперты, опрошенные изданием, уверены, что обольщаться спадом четвёртой волны пандемии не стоит — инфекция продолжит беспрепятственно циркулировать в стране до тех пор, пока большая часть людей (80-90%) не будет вакцинирована. Пока уровень вакцинации едва достиг 50%. Между тем, уже скоро можно ожидать прихода в Россию пятой волны коронавируса, которая уже пришла в Европу. Резкий подъём заболеваемости сейчас фиксируется в Австрии, Германии, Нидерландах.
Слабую надежду, правда, даёт пример Японии, где дельта-штамм коронавируса претерпел внутренние мутации, которые сделали вирус нежизнеспособным, и эпидемия прекратилась сама собой. Хорошо, если бы так произошло и в России. Но прогнозировать благоприятные исходы пятой волны никто не берётся.
«Двойной удар под дых»
Между тем серьёзные проблемы создаются не только самим коронавирусом, но и борьбой с ним. И эти проблемы никуда не делись, а в чём-то стали даже острее.
Продолжающиеся эксперименты с QR-кодами дают новые неоднозначные результаты. Например, их использование на общественном транспорте в Татарстане, где свыше 500 казанцев из-за отсутствия сертификата о вакцинации высадили утром в понедельник. По ходу дела граждане избивали кондукторов, наблюдалась задержка на маршрутных линиях, выросла стоимость поездок на такси.
Но невакцинированные всё равно попадают в общественный транспорт — их высаживают уже постфактум вслед за проверкой, а значит на заболеваемость мера не влияет. Местные жители выражают яркое недовольство ограничениями, причем негодуют и сами работники сферы, поскольку те попали «под горячую руку».
Всё это лишь увеличивает общий протест: 60% граждан страны выступают против повсеместной интеграции цифрового контроля — впервые за всю современную историю разношерстное большинство выражает несогласие с властью, с чем последней приходится считаться. Государство перестаёт восприниматься как справедливая сила в борьбе с коронавирусом, и общественное подсознание воспринимает ограничения в качестве наступления на личные свободы.
На этом фоне госпропаганда скорее становится фактором раскола, чем консолидации: общество давно разделилось на антиваксеров и прививочников. Первые со скепсисом воспринимают любую информацию об эффективности вакцин, а вторые — устраивают «охоту на ведьм» на телеэкранах и нелепо опровергают любые сомнения в своих позициях. Наблюдатели пророчат, что общественная фрагментация в перспективе аукнется в ослаблении государства в целом и на президентских выборах 2024 года — ключевом этапе «транзита» власти, в частности.
Одним из самых пострадавших от борьбы с ковидом остаётся бизнес. От QR-кодов в Дагестане доходы малого и среднего бизнеса упали на половину. Владельцы кинотеатров просят снять ограничения по заполняемости залов и отправили письмо с обращением к вице-премьеру Голиковой. РЖД же заявляет о готовности к интеграции цифрового контроля при перевозках и снижению пассажирооборота.
Представители общепита в Санкт-Петербурге называют «двойным ударом под дых» наличие двойных ограничений на работу заведений: президентских и губернаторских. «Комендантский час» для общепита в сочетании с QR-кодами рискует добить независимые бары. Предприниматели просят губернатора выбрать что-то одно.
Антиковидная политика приводит к экономическому кризису и банкротству предпринимателей. К тому же, в ней сохраняется неопределенность в правовой области: бизнес не имеет права просить паспорт и сертификат о вакцинации, поскольку в законодательстве это не предусмотрено, но под давлением власти вынужден это сделать под угрозой штрафа.
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ