В кольце врагов, воров и лохов. Страна, сбросив напряжение выборов, возвращается к своим «маленьким трагедиям»
На самом деле в начале я хотел назвать эту статью «Два ареста и одни похороны», поскольку между этими тремя событиями, случившимися буквально в какие-то два дня прослеживается явная взаимосвязь.
Перед лицом мирового процессора
По подозрению в госизмене задержан основатель компании Group-IB, специализирующейся в сфере кибербезопасности, Илья Сачков: арест был инициирован из-за отказа сотрудничать с силовиками без контракта. Формальным поводом для задержания бизнесмена могли стать перенос штаб-квартиры в Сингапур и планы выйти на IPO.
Впрочем, есть и другие версии. Согласно одной из них Сачков мог пострадать из-за участия в хакерско-шпионском скандале.
Известно, что имя подчиненного в Group-IB Никиты Кислицина было обнародовано Минюстом США в 2020 году в Федеральном окружном суде Северного округа штата Калифорния на процессе по делу россиянина Евгения Никулина (в сентябре того же года получил семь лет). Он был признан виновным во взломах баз компаний LinkedIn, Dropbox и Formspring, откуда украли более 100 млн никнеймов и паролей пользователей, и попытке их продажи. Последним должен был, как полагают правоохранительные органы США, заняться господин Кислицин, названный в обнародованных документах подозреваемым. Однако до предъявления ему обвинений дело так и не дошло, поскольку, как следует из рассекреченных Минюстом США материалов, он пошёл на сотрудничество с ФБР, дав показания на русских хакеров, которые могли сотрудничать с российскими спецслужбами. При этом в документе отмечается, что показания господином Кислициным были даны с ведома и согласия Ильи Сачкова.
Так оно или нет, суть обвинений, которые предъявляет следствие Илье Сачкову мы, как и в случае с бывшим журналистом Иваном Сафроновым, арестованным за ту же госизмену больше года назад, скорее всего, узнаем не скоро.
Вполне может статься, что суть преследования Сачкова не в самих обвинениях, а в неких его действиях, которые могли не понравиться кому-то из представителей силового блока. Многие, знавшие Сачкова, говорят о его вызывающем поведении, отказе признавать любые авторитеты и агрессивной манере вести бизнес.
«Для меня Сталин — чистое зло, хотя я не вызову поддержки многих россиян этой фразой. И человек, который оборачивает котенка в полиэтилен и протыкает его гвоздями, тоже творит чистое зло», — говорил Сачков в интервью Forbes.
«В царские времена не было телефонов, была хорошая агентурная сеть. А мы привыкли сидеть на заднице в надежде, что террористы совсем тупые и что они будут по открытому трафику сообщать о террористических акциях», — это уже его цитата из snob.ru.
Ну, а gq.ru Илья Сачков говорил: «Первое правило самурая — готовься к смерти. Второе — получи что-либо от своей смерти. Если я умираю, то, поскольку общаюсь с большим числом людей, эта история задевает не только меня, но и их».
Можно представить себе, что роковым для судьбы Сачкова могло стать любое из этих высказываний, обидное и крамольное для представителей силовых структур само по себе, в устах самоуверенного предпринимателя, нагло вторгшегося в сферу кибербезопасности, тесно связанную с государственными интересами.
Арест Сачкова можно рассматривать как продолжение тренда задержаний по подозрении в работе на иностранные государства. Характерная для российских властей в последнее время политика «осаждённой крепости» вылилась в «охоту на ведьм», которыми стали иноагенты, каждый проявляющий самостоятельность коммерсант или неудобное явление.
Бульдог из-под ковра
А вот неожиданное преследование вице-президента Сбербанка, а в прошлом — замминистра просвещения Марины Раковой, — это совсем другая история. История внутриэлитных разборок при смене сфер влияния и замене рабочих частей обширного госаппарата.
Источники РИА «Новости» и «Интерфакса» утверждают, что ее подозревают в крупном мошенничестве с госконтрактами в сфере образования. Сегодня выяснилось, что получателем денег была и без того опальная «Шанинка», где теперь идет проверка МВД. Фабула дела заключается в том, что Ракова якобы пролоббировала выделение средств (называется сумма в 50 млн руб.) на реализацию федерального проекта «Учитель будущего», подрядчиком которого выступала «Шанинка», сообщали источники агентств. Претензии касаются якобы сфальсифицированных отчетов о проводимых научных исследованиях. В министерстве Ракова занималась широко разрекламированным по всей стране проектом детских технопарков «Кванториум» и считалась человеком, близким к первому вице-премьеру Андрею Белоусову, говорят собеседники The Bell.
Источник РИА «Новости» отмечал 29 сентября, что Ракову не задержали и меру пресечения ей не избирали. Накануне собеседник того же агентства сообщил, что она не явилась на допрос, не пришла на работу и выключила телефоны — предположительно, она скрывается от следствия. Сбербанк уже нашёл ей замену.
Сегодня «КоммерсантЪ» написал, что в усадьбе Раковой в Немчиновке были обнаружены «следы экстренных сборов». Не исключено, что скрываться Раковой помогает «ее близкий знакомый, бывший сотрудник Фонда развития новых форм образования», имеющий украинское гражданство, и что она стремится скрыться на Украине, пишет издание.
Несмотря на то, что Ракова — явный бульдог, выброшенный из-под властного ковра, сперва в Сбербанк, а потом — на Украину, наверняка коррупционный кейс Раковой постараются в максимальной степени изолировать от тех высокопоставленных чиновников, которые могли бы иметь к нему отношения. И сделать исключением, подтверждающим не общее для всей системы российской власти правило «кормления» за государственный счёт, используя служебное положение, а лишь то, что в стране всё-таки борются со взяточниками и ворами.
Глядя на почти шпионский детектив Марины Раковой, невольно думаешь, что, возможно, и прав Дмитрий Дризе, утверждающий в Кремлевском безБашеннике, что модель системы упростилась, и противоборствующих «башен» в ней больше нет, но это ещё не означает единения перед вызовами, потому что вместо башен теперь — подвалы, кухни и гостиные, у разных обитателей которых крепнет свое понимание дальнейшего курса, зачастую не совпадающее с целями и оценками оппонирующих групп и блоков. Если в недавнее «башенное» время споры и противоречия удавалось разрешать относительно безболезненно путем выпуска пара, то теперь, в «безбашенную» эпоху, давление закупоренных элитных бункеров создает серьезные риски конструкции.
«Маленькая трагедия»
А их общее равнодушие к происходящему в «низовой» России вызывает настоящие «маленькие трагедии» с человеческими жертвами. Речь даже не столько периодически возникающих ситуациях с расстрелами в вузах и школах. Есть ситуации гораздо более прозаичные и, пожалуй, более страшные.
Как, например, смерть 15-летнего юноши во время проведения «Кросса нации» в Вологодской области. Со слов родителей погибшего, организаторы не соблюдали правила, в том числе по организации медпомощи. Это одна из причин, почему юноше не помогли вовремя. Кроме того, проблема была и с вызовом скорой помощи, заявили родители погибшего школьника.
Эта «маленькая трагедия» сама по себе опровергает все попытки представителей власти убедить общество в своей заботе о подрастающем поколении и развитии медицины. Подрастающее поколение заботит власть в большей степени тем, что пугает её непредсказуемым поведением и нежеланием разделять традиционные ценности. А медицина — тем, что вынуждает отвлекать средства от иных, «больших» проектов развития (или распила).
В целом же речь идёт о маркере подлинного отношения власти к своему населению, которое для него никак не цель, но средство.
Единственный выход в ситуациях, подобных расстрелу в Пермском университете, или на «Кроссе наций» в Вологодской области, — найти очередного стрелочника, на которого можно списать очередной эксцесс. Что, думаем, в итоге и будет сделано.
Илья Неведомский
СамолётЪ