«Бойся, внутренний враг, ветерана!» Историю России вписывают в Уголовный кодекс
20 февраля суд приговорил политика Алексея Навального к штрафу в 850 тыс. руб. за клевету. Поводом стал комментарий оппозиционера в соцсетях, в котором он оскорбил участников видеоролика в поддержку поправок к Конституции (среди которых был и ветеран ВОВ).
Депутатам Госдумы такое наказание оппозиционного политика, действительно ляпнувшего нечто не вполне сообразное в полемическом задоре, показалось слишком мягким – они решили дополнить законопроекты об ужесточении ответственности за реабилитацию нацизма (уже внесенные вице-спикером Госдумы от «Единой России» Ириной Яровой и прошедшие первое чтение) ещё и ответственностью за оскорбление ветеранов. Она будет такой же, как и за распространение оправдывающей нацистов информации: санкция — до пяти лет лишения свободы или штраф до 5 млн руб.
Юристы сходятся на том, что после принятия поправок в законодательстве появится ещё одна «спящая» статья, с которой без особого повода никто связываться не захочет. Зато в случае необходимости (политической, в первую очередь) она будет «разбужена». И в этом случае, полагает юрист Алексей Елаев, «в отсутствие законодательно объявленного «канона памяти» главными специалистами по истории России должны будут выступить судья районного суда и государственный обвинитель». А посягательством на чувства ветеранов, видимо, станет любая критическая оценка результатов Второй мировой войны.
При этом авторов законопроектов, как и в целом политическое руководство страны, похоже, не смущает, что ветеранов той большой войны практически не осталось: сейчас мы имеем дело с последними призывниками 1945 года. Время неумолимо – скоро не останется и их.
А закон останется. И, видимо, будет продолжать действовать, потому что продолжит действовать созданный ещё в советское время культ ветерана как морального авторитета. Никто, похоже, кажется, и не заметил, как вместе с заменой одной страны на другую в девяностые-нулевые годы произошла и некоторая подмена понятий. Настоящие ветераны, энергичные и бодрые люди 60-80х годов прошлого века, с подлинным моральным авторитетом и часто нелицеприятным мнением которых приходилось считаться даже власти, стали очень пожилыми людьми, от имени которых сейчас всё больше говорят родственники. А правильной трактовкой их памяти занимаются почти исключительно пропагандисты, чиновники, прокуроры и депутаты всех уровней.
Но то, что происходит сейчас, скорее всего, лишь подготовка к нашему славному будущему, когда место совсем исчезнувших ветеранов ВОВ займут новые, вполне себе бодрые и лояльные власти ветераны ФСБ, ФСИН, Донбасса. И окончательно будет сформирован образ идеального «ветерана войны, труда и правоохранительных органов», который, видимо, и должен будет заменить собой всё более мифическую фигуру ветерана Второй Мировой войны.
А память о той войне, видимо, упростится до фактически присяги на верность несменяемой власти, которую к тому времени уже будут представлять пожилые товарищи с «силовым» прошлым. И по умолчанию будет считаться, что именно они знают правильные ответы на все вопросы и уполномочены на управление страной непосредственно памятью о войне. А любому, кто будет с этим несогласен, придётся иметь дело со ст. 354.1 УК РФ, объявляющей его хулителем героической памяти миллионов давно ушедших людей.
Сергей Михайлов
СамолётЪ