Мордашову не повезло с африканским золотом. Его компания Nordgold уступила китайцам контроль золотодобытчика в Гане
Пакет компании (28%), имеющей активы в африканском государстве, Nordgold, сообщает «КоммерсантЪ» продала основному конкуренту — крупного китайского золотодобытчика Shandong Gold. Сумма сделки, по оценке издания, может составить $118 млн — при такой цене Nordgold вернет первоначальные инвестиции в этот пакет в трехкратном размере.
До сих пор Nordgold являлась крупнейшим акционером Cardinal с долей около 28% и хотела увеличить контроль, объявив оферту остальным акционерам, предложив купить их акции по 1 австралийскому доллару за штуку. Но китайская Shandong Gold предложила тем же акционерам на 0,075 австралийского доллара за акцию больше. Принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову Nordgold тут же вышла из борьбы, посчитав, что предложенная Shandong цена превышает ту, которую Nordgold считает оправданной с учетом всех рисков.
Ключевым активом Cardinal является проект Namdini на северо-востоке Ганы. Также компании принадлежат несколько проектов поблизости и один — в другой части Ганы. Согласно официальному сайту Cardinal, запасы Namdini оцениваются в 5,1 млн унций. В презентационных материалах говорится о развитой инфраструктуре месторождения. Капитальные затраты оцениваются в $390 млн.
Гендиректор Nordgold Николай Зеленский говорит, что оферты акционерам Cardinal действовали в течение длительного периода, но в конечном счете привели к хорошему результату для всех акционеров, включая крупнейшего — Nordgold.
Nordgold покупала первые 19,9% по цене 0,438 австралийского доллара за акцию (сумма сделки составила $27 млн). Сейчас, продав весь свой пакет в 28%, Nordgold получит $118 млн.
Это не первая попытка Nordgold закрепиться на золотодобывающих месторождениях в Африке. СамолётЪ уже рассказывал о соглашении, заключённом компанией Мордашова с правительством Гвинеи об урегулировании долга, возникшего в 2006 году у предыдущего владельца лицензии на разработку рудника SMD — британской Crew Gold. Согласно договору Nordgold должна была выплатить руководству Гвинеи $30 млн за 15% акций SMD.
Эксперты считают, что сама идея искать золотодобывающие активы в Африке является неудачной, учитывая высокие политические риски региона. Дополнительные сложности может создать и усиление позиций на африканском континенте китайских компаний. Максим Худалов из АКРА напоминает, что, например, власти Республики Конго в этом году отозвали лицензии на добычу железной руды у трех австралийских компаний, передав их китайцам.
Осенью 2019 года стало известно, что Алексей Мордашов передал в собственность сыновьям Кириллу и Никите 2/3 акций золотодобывающей компании Nordgold, себе «богатый папа» оставил 35%. Комментируя свои планы, бизнесмен объяснил, что цель изменений — преемственность и вхождение сыновей в курс дел. Он добавил, что останется крупным акционером Nordgold и членом совета директоров компании.
Летом 2020 года золото впервые в истории подорожало до $2000 за унцию. И это, полагают эксперты, далеко не предел. В условиях пандемии металл стал активом, без которого инвесторы не могут обойтись. Больше всего от роста цены на золото выигрывают те, кто начал инвестировать в него до пандемии. И, конечно, владельцы золотодобывающих активов.
Сергей Авдеев
СамолётЪ