Жил такой парень…
В минувший четверг в дорожно-транспортном происшествии погиб Михаил Суров — депутат Законодательного Собрания Вологодской области и очень необычный человек. Про таких принято говорить — «русский характер». И это определение в полной мере относится к Сурову, не дожившему на родной земле свой 56-й год...
Родился Михаил Васильевич в 1954-м, в начале хрущевской «оттепели». Отец — офицер МВД, мать — работник торговли, сестра — краевед. Странным образом все это, так или иначе, повлияло на судьбу Сурова.
Во-первых, он, сын милиционера, всю жизнь «ходил под статьей». Начиная с 1976-го года, когда был отчислен с иняза Вологодского пединститута из-за первого уголовного дела (получил два года условно за неосторожное нанесение тяжких или менее тяжких телесных повреждений). В 1981-м все было намного серьезней — семь лет Суров получил уже за целый ворох прегрешений: «незаконное ношение, приобретение, хранение оружия; подделка документов; кража по предварительному сговору; нарушение правил валютных операций; спекуляция; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». В 1987-м к этому перечню добавились еще два условных года по обвинению в оскорблении и клевете. Однако в 1998-м Михаил освободился по амнистии.
В Устюженской колонии, где отбывал срок, Суров освоил специальностям электрика, газоэлектросварщика, наладчика швейного оборудования, каменщика. И высшее образование все-таки получил — в 1999 году окончил Ин¬ститут международного права и экономики им. А. С. Грибоедова.
Занимался бизнесом, любимым краеведением, собирательством предметов русской старины. И особенно рьяно и страстно — политикой.
В 1993 году основал Вологодское народное движение и являлся его бессменным руководителем. В 1994 году в первый раз избрался депутатом Законодательного Собрания Вологодской области. В период тех созывов, исполнял депутатские полномочия, работал всегда в составе постоянного комитета по государственно-правовой деятельности. Во второй раз избран в 1999 году, в третий раз — в 2002 году, в четвёртый — в 2007. Каждый раз избирался по одномандатным округам.
А в 1996 году даже баллотировался на пост губернатора Вологодской области, хотя и набрал лишь 4,21 % голосов.
В 2005 году Михаил Суров был снят с выборов Главы Вологодского района за то, что не указал данных о месте работы и о доходах. Политика еще раз подвела Михаила «под статью» — в марте 2008 года Суров был обвинён в поджоге регионального офиса «Единой России» в 2006 году. В связи с этим, Михаил был лишён депутатской неприкосновенности. Впоследствии все обвинения с М. Сурова были сняты как необоснованные, но следственным комитетом областной прокуратуры ему не были принесены официальные извинения, а только сам факт причастности Сурова к преступлению был констатирован в газете «Наша Вологда».
С конца 2006 года Михаил Суров был членом партии «Справедливая Россия», а в 2007 году вошёл во фракцию этой партии в областном Законодательном Собрании. Но уже в ноябре того же года на выборах Главы города Вологда вдрызг разругался с вологодским отделением «Справедливой России» и вышел из этой партии...
Он был здоров, полон сил и планов. Стал автором книги о поэте Николае Рубцове «Рубцов. Документы, фотографии, свидетельства». Снимался в кино — последней из десятка эпизодических киноролей Сурова была роль в фильме «Раскол» Николая Досталя. Так что жизнь Михаила оборвалась, можно сказать, на взлете.
11 августа около 17 часов на 190 километре Вологда-Медвежьегорск Михаил Суров, совершая обгон за рулем своего «Лэнд Крузера», не совладал с машиной и скоростью. По словам зам. начальника следственного управления УМВД по Вологодской области Сергея Петряшова, после завершения обгона, колеса машины зацепили обочину, внедорожник перевернулся и опрокинулся в кювет. «Ремнем безопасности водитель пристегнут не был, поэтому в процессе переворачиваний он выпал из машины», — отметил Петряшов.
Михаил Суров весь был соткан из противоречий — бескомпромиссная скандальность его взглядов и высказываний (политических, в том числе) — только отражение этой натуры, типичной для нашей грешной и святой Родины. Суров очень любил и старался хранить свою малую родину, ее традиции, ее культуру. Спасибо ему за это!
Только вот себя самого не сохранил...
Сегодня Михаил Васильевич Суров похоронен на Пошехонском кладбище Вологды.
«РМ»
15.08.11.
Фото: severinform.ru
И это все о нем...
ВЯЧЕСЛАВ ПОЗГАЛЕВ, Губернатор Вологодской области: «Жалко, что погиб человек талантливый, безусловно, яркая личность на политическом небосклоне Вологодской области. Жалко, как талантливого человека и яркого оппозиционера. Это трагедия».
АЛЕКСЕЙ ЯКУНИЧЕВ , экс-глава города Вологды: «По жизни наши пути все время пересекались, особенно плотно мы с ним работали, когда он был депутатом Законодательного собрания, а я главой города.
При всей его противоречивости он был правильным человеком, который держал свое слово, начиная с мелочей и заканчивая серьезными вопросами. Это большая утрата. Выражаю соболезнования его семье, друзьям. Многие говорят, что этого человека будет не хватать нашему городу».
НИКОЛАЙ ТИХОМИРОВ , спикер Законодательного Собрания Вологодской области: «Это был неординарный депутат, кому-то он не нравился, кто-то считал, что он не так говорил. Но это был сильный человек, который всегда имел свою точку зрения, свою позицию. В наше время таких людей, к сожалению, не хватает. Большая утрата. Я выражаю искренние соболезнования всем, кто знал Михаила Сурова. Нам будет его не хватать. Вечная память».
ЛЮДМИЛА ЯЧЕИСТОВА, депутат Законодательного Собрания Вологодской области: «Я не могу поверить, что его нет. Я его знаю с 15 лет. В свое время в училище он был пионером комсомольской организации. Он настолько многого от жизни хотел, настолько был жизнелюбивый человек. Он всегда мог помочь, он так много хотел, любил, так помогал людям в своем округе. Не могу поверить, он должен был жить».
АЛЕКСАНДР ЛУКИЧЕВ , экс-председатель Вологодской городской Думы: «Вчера вечером узнал об этой трагической новости, но не могу поверить, потому что у него были такие планы на 100 лет вперед: политические, творческие, литературные. Судьба распорядилась иначе. У нас были с ним разные отношения: когда-то мы дружили, потом были совсем плохие отношения — наши адвокаты встречались в суде, по политическим, прежде всего мотивам.
Но всегда я с большим уважением относился Михаилу Васильевичу, как к политику, прежде всего у него была изумительная политическая интуиция. Он был лидером. Может быть, поэтому вокруг него было много разного рода скандалов, он был неординарным политиком. Его будет очень не хватать вологодской земле, его избирателям, родным и всем, кто его знал».
ТАТЬЯНА КАНУНОВА, киновед: «В „Мастере и Маргарите“ Бортко Суров снялся в незначительной роли, хотя изначально предполагалось, что он сыграет Крысобоя. Но Михаил Васильевич не смог выехать на съемки из-за занятости. Режиссеру Николаю Досталю для съемок „Раскола“ тоже понадобился реквизит. Основные съемки проходили в Кирилло-Белозерском монастыре. Приехав за реквизитом, Досталь позвал Михаила Сурова на роль крестьянина. Эта роль для Михаила Васильевича стала переходной из безмолвной массовки на более высокий уровень».
АНТОН ХРЕКОВ, журналист, телеведущий: «Михаил Суров — прекрасный пример российского пассионария. Это человек, которому от жизни было что-то надо. Я это заметил, когда мы стали с ним общаться. Он начинал, в буквальном смысле, с продажи клюквы, но потом он тратил эти деньги не на то, чтобы купаться в роскоши, кого-то „отжимать“, кого-то „нагибать“. Он тратил их на свои любимые увлечения, которыми он пытался поделиться с другими людьми, в частности, со мной.
Он без ажитации общался всегда, без излишнего пантомирования, без психологического нажима на человека. С ним было спокойно, он всегда был очень уверен. Об удивительных вещах он говорил с будничным спокойствием. Потому что он был во всем этом уверен.
Конечно, чудовищно жаль, потому что таких людей единицы. Это очень горько, очень печально. Как говорят: хороших людей забирают, а плохие — остаются...»
ЕВГЕНИЙ ЖУРИН, известный вологодский музыкант, лидер группы «Сборная Союза»: «Сказать, что Михаил Васильевич Суров — мой брат, это мало. Друг — тоже не то. Мы как близнецы. Мы постоянно конкурировали друг с другом кто круче, кто правильнее, кто интереснее. Это заставляло нас двигаться.
Любое свое стихотворение, новое, неудачное я посылал ему в любое время дня и ночи. Мы с ним прошли вместе что, что может пройти человек. Это и война, и тюрьма, и слава, и медные трубы.
Он был уже сытым человеком, понимающим вкус жизни, дружбы, любви. На полном жизненном ходу он взял и оставил эту планету. Остановите землю, я сойду — это про него».
БОРИС АКУНИН, писатель: «Нас познакомил Леонид Парфенов, когда мы вместе были на Вологодчине. Мне нужно было собирать материал для повести, действие которой происходило на Русском севере и он мне очень помог.
Это был такой надежный и твердый человек, который все, что обещал — делал. Это был знаток Русского севера. У него была совершенно невероятная коллекция артефактов, в том числе, связанных со старообрядчеством, которое меня интересовало. Он мне показал абсолютно уникальные книги, в которых он отлично разбирался.
Это большая трагедия для края и для всех, кто знал Михаила Сурова».
РОМАН РОМАНЕНКО, руководитель холдинга «Премьер»: «То, на что политики тратят безумные деньги, он получал бесплатно за счет собственной фантазии и собственного таланта.
И когда на планерках в редакции обсуждают, то часто говорят: „Про этого мы писали недавно, давайте про кого-нибудь другого“. С Суровым такие фокусы не проходили. О нем журналистам, хотелось им того или нет, приходилось писать постоянно. Он всегда что-нибудь вытворял. Мимо этого профессиональный журналист не мог пройти мимо».
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ , журналист: «Мне этого человека будет сильно не хватать. Это был выдающийся человек и своими знаниями, и своей человеческой величиной. Мишка был удивительно и храбрым, и добрым.
Мы с ним сдружились, когда вместе в 1993 году штурмовали Останкино. Он был совершенно безбашенным, храбрым. Это, как не странно, мирно уживалось с его академизмом, с его умением утереть нос огромному количеству тех людей, которые считают, что занимаются наукой.
А Мишка пришел в краеведение, в познание древнего быта, открыв дверь ногой — не утрудившись обзавестись дипломами. И стал крупнейшим специалистом в России, которого приглашала Европа.
Мишка — великолепный показатель, вариант настоящего самородка.
Для меня лично это огромная потеря. Возможно, я не смогу приехать на похороны. Но это и не самое главное. Я думаю, что самое главное — те 20–25 лет дружбы, которые были и в которых, не смотря на все события, точка не ставится. Мною».
ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ, журналист: «Михаил Васильевич Суров был человеком, который убеждал, что остался такой русский характер предприимчивого, активного народного типа. Природно очень талантливого, желающего чего-то делать, очень общественно деятельного.
Во времена, когда все назначенные, и личная его инициатива, и встревание во все, и активность, наверняка, порождали много недоброжелателей. И это многих раздражало, но вот он такой был. Это большая редкость. В какой-то момент, мне казалось, что таких русских людей уже не осталось. Это невосполнимая потеря.
Такого и быть то не могло бы, особенно зная, какие мы все смирные, тихие и со всем согласные. А вот он был один такой на всю Вологодскую область, в своем роде совершенно уникальный. И больше нет.
И все это страшно жаль, обидно, горько и несправедливо по отношению и к нему, и к тому делу, которым он был занят, и к той деятельности, которую он вел. Деятельности коллекционера, краеведа, историка-любителя. Я очень сочувствую его супруге, сыну и дочери.
Мы нечасто виделись, но все время были на связи, общались. Я сегодня все думаю про ворота, которые он последний раз мне подарил и которые я повесил дома. Ему всегда нравилось, как я размещаю эти предметы утвари у себя дома. Он всегда с интересом приезжал и смотрел. Жаль, что он даже не видел, как я пристроил последний из его подарков.
Мне, к сожалению, не удается прилететь на похороны: я уже проверял — невозможно вылететь. Наверное, приеду на девятый день. Очень хочу увидеть ту выставку, которую он готовил и, увы, не увидит сам. Которая вот так горько совпала с его похоронами в понедельник».
ВЛАДИМИР КАСЬЯНОВ, заместитель Губернатора области: «Неоднозначные отношения у нас были, далеко неоднозначные. Мы даже с ним публично выясняли отношения на радиостанции Премьер по поводу выхода первого тома Рубцова.
Но, тем не менее, личность такого уровня всегда оригинальна, всегда выпадает из общей колеи. Последние полтора-два года какие-то моменты привели к изменению наших отношений. Когда мы помогли издать ему второй том Рубцова, он в предисловии написал, что наши отношения изменились теперь навсегда.
Это огромная потеря для Вологодской области. Таких людей больше нет и быть не может».