Дверь и окно
Если вам нужен образ, иллюстрирующий популярное сейчас выражение «мягкая сила», то трудно найти нечто более впечатляющее, чем история современного российского предпринимательства. Обитая в не самом благоприятном для себя «климате», несмотря ни на что – бюрократический гнет, рейдерство, удушающие налоги, пренебрежение монополистов, собственный страх, - оно все равно прорастает сквозь нашу жизнь, как трава сквозь асфальт.
Сила предпринимательства – в его неубиваемости: если его откровенно гонят в дверь, оно обязательно вернется в окно или другую какую щелку («вода дырочку найдет»). На место «павших героев» всегда найдутся новые бойцы, точно так же одержимые своей личной «мечтой-идеей».
Вот так незаметно и постепенно предпринимательство стало явлением, внезапно нужным всем. Поглядите наверх – президент и премьер в предчувствии скорых выборов стараются перетянуть предпринимателей на свою сторону. Премьер чуть активнее: призвал бизнесменов средней руки в свой новый Народный фронт, учредил для них специальное «Агентство стратегических инициатив» и пообещал, что «с бюрократией и коррупцией будет покончено, а ручное управление экономикой уйдет в прошлое».
Внизу примерно то же самое. В Череповце, например, городе, всегда гордившемся своей индустрией, где на «ларечников» и всяких там «ИЧП» привыкли смотреть свысока, нынче по высшему разряду чествуют представителей малого и среднего бизнеса.
И это тоже признание той самой «мягкой» силы, которая меняет город. К удивлению власти.
25% городского бюджета и 33 тыс. рабочих мест, - внушительные цифры, которые «железный» депутат Госдумы Георгий Шевцов на церемонии награждения череповецкой предпринимательской «элиты» произнес с особым чувством. Признавшись, что, мол, не ожидал. Что «не до конца понимал важность развития предпринимательства», когда оно еще только зарождалось в городе.
Автор этих строк, как и Георгий Егорович, хорошо помнит, как естественное желание предпринимать проклевывалось в Череповце на излете 80-х из коконов комсомольских ЦНТТМ и первых кооперативов. Из пионеров того движения в зале торжеств Дворца металлургов был разве что один гендиректор ЗАО «Аминвест» Вячеслав Седельников, ветеран, получивший награду «по совокупности» предпринимательских заслуг. Иных его сотоварищей по первому набору предпринимательского «цеха» уж нет, другие – далече. Но все, даже отойдя от дел, так или иначе, оставили после себя в городе либо вполне успешные предприятия, либо самое главное – традицию, убеждающую тех, кто идет следом: невозможное возможно.
Нельзя не согласиться с мэром Олегом Кувшинниковым – сегодня предприниматели, при всех возможных упреках в структурно-отраслевых перекосах, действительно преображают город, меняют его к лучшему. Фантазия не знает границ – здесь помимо традиционных торговли с общепитом, есть и производство железобетона, высокие технологии, и «забота о красе ногтей»…
Вот и мэр, воодушевленный, видимо, тем, что «жить становится лучше, жить становится веселей», позволил себе помечтать:
- Будущее – за малым и средним бизнесом, сказал Олег Александрович. - Лет через 50-60-т, а, может быть, и раньше крупные промышленные предприятия закончат свой производственный цикл. К тому времени у нас должно быть очень сильное малое и среднее предпринимательство. Предприятия, которые будут развивать сферу услуг, промышленности, консалтинга.
При всем перехлесте буйной мэрской фантазии, основания для такой мечты о диверсификации городской экономики есть. Одно из них – в укреплении взаимодействия между властью и предпринимательским сообществом. Об этом говорят и сами предприниматели.
- Рад, что мы перестали конфликтовать и начали сотрудничать, - констатировал президент городского Клуба деловых людей Юрий Кузин. – Уверен, что потенциал нашего бизнеса раскрыт далеко не полностью. Можно сделать гораздо больше. Надеюсь, - тут Кузин подмигнул Кувшинникову, - вместе с городской властью мы сумеем найти новые пути для эффективного экономического развития.
Второе, возможно, более глубокое основание для оптимизма можно описать коротким понятием «ответственность». Ответственность каждого предпринимателя за будущее своего дела, неразрывно связанное с будущим его собственной семьи. Это то, что объединяет бизнес-«могиканина» Седельникова и того косматого мужика, что вместе с ним получал награду мэрии за лучший «бизнес-старт» своего гостевого домика.
А, если такая ответственность будет, если при содействии города и государства пойдут дела, начнет копиться «жирок», можно вести разговор о расширении зоны предпринимательской заботы, выходящей за пределы сугубо частных интересов…
Илья Неведомский
«РМ»
31. 05.11.
Фото: Саша Антушевич