Беспартийный хакер

 

 

 

 

 Интернет – символ современной глобальной цивилизации, пожалуй, самая демократичная среда. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Регламентировать и упорядочить ее не так-то просто. Во всяком случае, намного сложнее, чем разбомбить Каддафи. И настоящим хозяином в этом мире неуловимых «облаков» чувствует себя не «правдоруб» Навальный, не падкая до самопиара Канделаки, даже не президент-твиттерянин. А простой беспартийный хакер…

 Намедни эксперты Всемирного экономического форума признали, что Россия стала более технологичной, но вот «инновационному развитию мешает нежелание госструктур и бизнеса пользоваться новыми технологиями». Следуя своей логике, спецы ВЭФ поставили Россию в конец списка БРИК - на 77 позиции из 138 стран. Получилось, что сейчас Россия опережает в технологическом развитии Мексику, но уступает африканской Гамбии.
 

 

На «осмысленность» рейтинга вполне адекватно отреагировал один из «народных» комментаторов из все той же Сети в том смысле, что «вот подарят Медведеву еще один iPade, мы сразу Гамбию и обгоним.
 

Примечательно, что исследование было обнародовано в коротком промежутке между двумя не менее интересными событиями.
 

В начале месяца массированным DDoS-атакам подверглись серверы столь любимого в России (конечно же, не только) Livejournal («Живого журнала»). Общая продолжительность трех DDoS-атак на сервис блогов составила около 19 часов. Главными целями второй атаки на ЖЖ были пять самых популярных блогов, в том числе блог Алексея Навального.
 

Беспокойство нашей «прогрессивной общественности» по поводу падения социальной сети было велико. Пошли разговоры о начале новой волны наступления на свободу слова, которая, мол, нынче только в Интернете и осталась.
 

Относительно молниеносно на эти волнения умов отреагировал наш прогрессивный президент: «Как активный пользователь ЖЖ, считаю эти действия возмутительными и незаконными». И призвал на помощь правоохранительные органы.
 

Однако на фоне всей этой суеты и истерики раздавались и более спокойные голоса людей трезвомыслящих, а, главное, имеющих вполне ясное представление о сути вопроса. К примеру, бывший член хакерской группы, ныне директор компании «Росинн» Александр Варской полагает, что, конечно, «за достаточно сдержанной атакой на «главную дискуссионную площадку страны» Livejournal стоят «определенные силы», только не, о которых думают пострадавшие. Люди, которым нет особого дела до политических разборок, до борьбы с «кровавым режимом». Которым уж точно плевать «на то, кто такие Навальный, Радулова, Стиллавин или Канделаки».
 

Варской не видит ничего выходящего из ряда вон в атаке, которая была «произведена легко и закончена «по собственному желанию». Это практически такая же акция, как и те, что неоднократно имели место в конце 1990-х - начало 2000-х, - без особого денежного смысла и конкретного заказа. Скорее своего рода «показательная казнь» или, выражаясь в специальных терминах, «дефейс» из романтически-хулиганских побуждений, нелюбви ко всему пафосному, напыщенному, гламурному и пустому.
 

«Не спорю, - пишет хакер в отставке Варской, - что начаться могло с Навального, но Навальный - человек, перешедший дорогу бизнес-интересам десятков людей среднего уровня влиятельности, но которые вполне имеют средства в количестве 1-2 тыс. долл. в день, чтобы заказать услугу DDoS, продающуюся в Сети на каждом углу.
 

По этой вероятности можно прогнозировать, что до декабря взломают сайт «Единой России», потом сайт ЛДПР, потом - «Солидарности», потом - КПРФ. И это не составит труда, кстати. Потом почтовые ящики всех, вместе взятых, все подумают на Миронова и «Справедливую Россию», но и их взломают. В итоге это родит обсуждение какого-нибудь потенциального 300-страничного закона об Интернете, который в декабре какой-нибудь избранный депутат забудет в сауне. А за всем этим будет, улыбаясь, наблюдать хакер, который не имеет партбилета ни «ЕР», ни «СР», ни «Правого дела», ни КПРФ, ни ЛДПР».
 

Впрочем, хакерское сообщество неоднородно и не всегда столь бескорыстно. О чем свидетельствует вторая примечательная история, появившаяся на информационных лентах вчера. Речь идет о том, что в США удалось обезвредить одну из крупнейших хакерских сетей. По данным американских правоохранительных органов, с помощью вируса Coreflood была создана сеть из 2 млн. зараженных компьютеров, так называемый ботнет. С ее помощью хакеры воровали по всему миру личные данные пользователей и сведения об их кредитных картах. Объем похищенных средств мог достигать $100 млн. Сеть работала около десяти лет, рассказывает представитель G Data Software в России и СНГ Роман Карась. Такой долгий срок действия эксперт объясняет уникальным синтезом нескольких вредоносных программ, работающих на Coreflood.
 

Управление сетью осуществлялось через трояны, программы-шпионы отслеживали работу клавиатуры и мышки. И, наконец, stels-технологии обеспечивали ботнету анонимность и незаметность.
 

Какая уж там Гамбия! И, причем здесь Гамбия?
 

Кстати говоря, у хакеров (и у тех, кто рушит соцсети, и у тех, кто «доит» состоятельных американцев) есть немало сочувствующих в самой Сети.

«Российские хакеры заражают США» - даешь Великую Хакерскую Революцию!», - так в своем ЖЖ-блоге отреагировал некто welt-russisch. И он не одинок. Не один он считает, что «сегодня основа «глобальной империи» - это пара дюжин намагничены дисков, принадлежащих сотне импотентов-паразитов, торгующих бумагой на Уолл-стрит базаре, которые хотят чувствовать себя властелинами мира и при помощи питающиеся объедками с их стола поддонков, убедить нас в том, что это действительно так».
 

С развитием того, что сейчас принято называть «информационным обществом», со все возрастающим проникновением в виртуальное пространство бизнеса и власти у все большего числа неангажированных пользователей растет подозрение, что их сетевое «убежище», где они якобы освободились от коммерческого, политического и идеологического давления, более ненадежно. Что и здесь, в самом, казалось бы, свободном  и демократическом пространстве, ими пытаются управлять. Что власть тоже становится виртуальной.
 

И страхи эти отнюдь не беспочвенны. Достаточно посмотреть на темпы оцифрования всего и вся, когда «Большой брат» все глубже проникает в самые интимные уголки личного пространства граждан – от содержимого блога до состояния карточного счета в банке. Достаточно побывать на любой конференции современных пиарщиков, чтобы оценить весь арсенал и изощренность «инструментальных» средств манипулирования (избирателями ли или работниками корпораций), используемых, в том числе и в Сети. Наконец, можно вспомнить, как развивались последние африканские события и то, что даже военные уже готовятся к оккупации Интернета
 

В этих условиях, пожалуй, вполне естественно, что для многих несогласных с таким течением событий фигура «беспартийного хакера» приобретает особое значение. Он, вооруженный своим виртуальным «копьем», становится чем-то вроде нового Робин Гуда. Своеобразным защитником свободы и справедливости, способным если не «переформатировать мир под нас», то хотя бы что-то противопоставить тем, кто сейчас пытается переформатировать его под себя.
 

И эти, последние, имущие власть, деньги, медийное влияние, прекрасно все понимают. Они очень не любят тех, кто пытается бросить им вызов. К примеру, Светлана Иванникова, руководитель Livejournal Russia в компании SUP, прямо говорит: «Речь идет о войне интеллектов. Мы должны ее выиграть».
 

То есть ничего еще не кончено. Вызов брошен с обеих сторон.

Сергей Авдеев
«РМ»
15.04.11.

Фото: addon.net.ru

Код  доступа

 В Минкомсвязи готовится проект решения о предоставлении льгот производителям программного обеспечения, которые разместят центры разработки в России. В частности, им будет проще выиграть тендеры для госструктур. Госзаказ - это около 30% российского рынка IT, который в 2014 году, по прогнозу IDC, составит около 34 млрд. долларов. Российские производители ПО говорят, что полученные льготы помогут им успешно конкурировать с международными «монстрами».
 Генеральный директор компании «Инфовотч» Наталья Касперская считает, что без протекционизма со стороны государства российским производителям ПО сложно играть на одном поле с иностранными. «Когда компания-гигант приходит на российский рынок, она уже имеет компетенции и разработки. Единственное, на что она будет тратить деньги, - рекламные и маркетинговые бюджеты. Более того, крупный иностранный игрок может предложить при госзакупках льготные для заказчика условия, чего российские производители сделать в силу объективных причин не могут», - считает г-жа Касперская.  
 Генеральный директор компании Abbyy Сергей Андреев полагает, что принятие подобного решения «создаст дополнительные преимущества для российской экономики».
 После кризиса государство стало одним из основных заказчиков на IT-рынке, доля госзаказа выросла до 30% от его объема, а по некоторым оценкам, и того больше, говорит президент крупной IT-компании. «Этот рынок очень важен, например, для Microsoft, которая и так понесет серьезные потери от перехода госсектора на ПО с открытым кодом, - говорит собеседник РБК daily. - Что касается самой идеи ввести статус «отечественного производителя ПО», она, может быть, и логична, но сложно реализуема. Единственный легко определимый параметр в этом случае — число сотрудников, работающих на территории России. Какая часть кода написана здесь, а какая вне территории страны, в принципе установить нереально».


Источник

 

Поделиться
Отправить