Безальтернативная эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Администрация Вологодской области и компания «ФосАгро» изучат возможность создания газохимического комплекса на базе химических предприятий «ФосАгро». Такая договоренность закреплена в подписанным на минувшей неделе соглашении по развитию череповецкого химического комплекса между администрацией Вологодской области и компанией «ФосАгро».

  Свои подписи под документом поставили Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев и Генеральный директор компании «ФосАгро» Максим Волков.

 

Для более детальной проработки планов инновационного проекта по созданию Череповецкого газохимического кластера Администрация Вологодской области и компания «ФосАгро» создадут совместную рабочую группу. Она с привлечением ведущих российских специализированных академических и проектных организаций подготовит технико-экономические предложения по созданию Череповецкого газохимического кластера. Эти предложения будут направлены в Правительство РФ.
 

Среди перспективных направлений развития химического комплекса рассматривается будущая возможность интеграции действующего химического и нового газохимического производств с целью сокращения потребления природного газа, ввод в строй новых производств глубокой переработки углеводородного сырья по современным лицензионным технологиям, для дальнейшего развития глубокой и комплексной переработки минерального сырья, уменьшения влияния производства на окружающую среду.
 

По словам главы региона, появление в области комплекса значительно улучшит экологическую обстановку Череповца: «Мы с большим удовлетворением приняли предложение компании «ФосАгро» о развитии химического комплекса. Подписанное сегодня Соглашение предусматривает развитие углубленной переработки химических продуктов. Это даст значительный экономический эффект. Мы говорим об экономии электроэнергии, использовании вторичных энергоресурсов, углубленной переработке леса. И в области химии имеющееся сырье нужно перерабатывать комплексно.
 

Помимо подписания соглашения было проведено совещание по строительству нового производства карбамида проектной мощностью 500 тысяч тонн в год и новой газотурбинной электростанции проектной мощностью 32 МВт.
 

А месяц назад, когда соглашение еще только готовилось, мы встретились ветераном химической отрасли Череповца и одним из активных сторонников ее развития, директором филиала «ФосАгро» Евгением Ивановым. Встретились, чтобы поговорить о том, как может выглядеть дальнейшее развитие химического комплекса «Фосагро» в Череповце, чем грозит химикам неизбежная либерализация российского рынка природного газа – основного сырья для производства азотных удобрений и аммиака, возможно ли появление в регионе новых проектов, связанных с химией «высокого передела»?  Эти и другие вопросы мы обсудили с директором Череповецкого филиала «Фосагро» Евгением Ивановым.  

Стабильность – основа развития

 - На фоне общей тенденции развития экономических событий в стране, происходящих под влиянием финансово-экономического кризиса, - говорит Евгений Иванов, - итоги деятельности «Фосагро» можно оценить, как достаточно успешные. Конечно, и нам бы хотелось, чтобы цена на нашу продукцию росла такими же темпами, как это происходит, допустим, у металлургов. С другой стороны, в разгар кризиса у нас не было такого, как у них падения цен, и объемов. Так что сама жизнь подтверждает правильность нашей установки на стабильность и равномерность развития бизнеса. Такая «плановая» экономика дает возможность правильно оценивать результаты прошлых периодов, точнее рассчитывать свою работу, доходы и расходы, выстраивать инвестиционную политику. А не прыгать, как говорится, «по оврагам». Новый портфель контрактов на реализацию продукции сформирован. Здесь мы не испытываем каких-то проблем. Сырьевая база у нас тоже в порядке.
 

 - Получается, что у директора филиала, вроде бы, и нет никаких забот?
 

- Отчего же? Решаем вопросы транспортной логистики. Здесь нам помогает кооперация предприятий череповецкого филиала, которая, как мне кажется, развивается в правильном направлении. В прошлом году расширили свои возможности по выпуску удобрений в  различных видах упаковки. Это позволяет снимать неожиданные проблемы, которые возникают (особенно сейчас, зимой) в связи с капризами погоды и с запросами рынка. Готовимся к новой навигации – провели испытания  возможностей собственного порта, надеемся увеличить объемы отгрузки. Особенно это касается такого непростого груза, как аммиачная селитра, которую прежде приходилось возить через весь город в Череповецкий порт. Мы благодарны городским портовикам, но сегодня появились новые возможности использования мощностей своего предприятия, и мы идем по этому пути снижения наших затрат.
 

- В прошлом году стартовала еще и активная фаза строительства нового производства карбамида на площадке Череповецкого «Азота»…
 

- Да, в комплексе с новой энергетической установкой в составе газораспределительной станции мощностью 32 мегаватта. Естественно, что зима вносит свои коррективы, но благодаря слаженной работе строителей мы успели до больших морозов завершить нулевой цикл. Качество фундаментов высокое. Сейчас активно готовимся принять технологическое оборудование, которое скоро начнет поступать из Европы. Оборудование российских производителей уже поступает. Надеемся, что через год, как и запланировано, сможем приступить к пусковым работам на этом комплексе.
 

 - Это будет совершенно новая технология?
 

- Естественно, что мы выбирали одну из последних технологий производства карбамида. С иной компоновкой оборудования, отличающегося более низкой металлоемкостью. Это облегчает, удешевляет и сам процесс строительства, и последующее обслуживание агрегатов, ремонтные работы. Надеемся, что освоим новое производство так же быстро, как и предыдущий «Карбамид». Они будут работать в паре, ежегодно выдавая по 1 млн. тонн ценнейшего удобрения, которое, думаю, после всех природных и экономических катаклизмов последнего времени будет востребовано в больших количествах.
 

 - Кстати, предприятия «Фосагро» ощущают признаки растущего спроса на удобрения?
 

- Внешний спрос стабилен. Уже довольно длительное время экспортные поставки составляют порядка 80% нашего объема производства. Радует, что сейчас оживает и внутренний рынок. Об этом можно судить по все возрастающему количеству заявок на поставку удобрений в разные регионы России. Причем, сельхозпроизводители говорят о своих намерениях расширять посевные площади, увеличивать производство. А политика нашей компании уже несколько лет остается незыблемой – родной стране отдаем то, что она просит, и только то, что остается, отправляем на экспорт. Подтверждение тому - недавнее подписание договора между «Фосагро» и правительством нашего региона о полном обеспечении Вологодской области удобрениями. Мы дали гарантию, что сельское хозяйство области без удобрений не останется.
 

 - Получила ли область какие-то ценовые преференции со стороны череповецких химиков?
 

- Вообще-то, мы договорились такие подробности договора не раскрывать. Могу сказать, что условия нормальные. Мы свою область любим, не будем же мы «драть три шкуры», с людей, которые нас кормят. К тому же, на таких объемах больших денег не заработаешь. С учетом посевных площадей, область потребляет под весенний сев порядка 30 тыс. тонн удобрений. А, начинали мы, помнится, с 17 тысяч.
 

 - Получается, что для «Фосагро» это соглашение скорее часть того, что принято называть «социальной ответственностью» бизнеса?
 

- Если хотите, да. И, раз уж вы затронули этот вопрос, могу сказать, что «Фосагро» старается  поддерживать свою репутацию  компании с высоким уровнем социальной ответственности и другими способами. Мы продолжаем строить жилье для своих работников.  Сейчас начали реализовывать масштабную программу улучшения социально-бытовых условий на предприятиях холдинга. Выделяются серьезные средства для того, чтобы привести в порядок, в соответствие со временем рабочие места, бытовые помещения. Нашим производствам в среднем порядка сорока лет, они нуждаются в обновлении. К тому же, мы рассматриваем свою социальную программу еще и, как имиджевую акцию – привлекая к на работу молодежь, мы хотим показать, что у нас для работников созданы все условия, что к ним здесь относятся по-человечески.

Альтернативы эффективности нет

 - Вопрос, который был в центре внимания в конце прошлого года – либерализация газовых цен. Ему было посвящено известное письмо, обращенное к премьер-министру страны, подписанное руководителями 18-ти компаний - производителей азотных удобрений («Фосагро», в том числе) с просьбой о фиксированных ценах на газ хотя бы на период окупаемости инвестпроектов. Ожидалось даже, что Владимир Путин проведет в Череповце специальное совещание правительства, посвященное этой проблеме. Но этого пока не произошло…
 

- Здесь есть два аспекта. С одной стороны, руководство страны  во всеуслышание объявило, что у нас остался год до вступления в ВТО. Никуда нам от этого не деться. Давно объявлено также, что энергоресурсы  будут дорожать ежегодно на 10-15%. Это тоже понятно – у газовиков, нефтяников, энергетиков – свои проблемы. Какая альтернатива? Если ты не развиваешься технологически, у тебя остается один путь – идти в правительство и просить снижения цены на ресурсы. Но есть и второй путь – успеть до максимального повышения цен обновить свою технологическую базу. Могу привести конкретный пример строящегося сейчас производства карбамида. КПД существующей котельной в «Агро-Череповце» - максимум 28%. Воду приходится подавать издалека. Потери на транспортировку воды и пара – огромные. Соответственно, и расход газа тоже большой. А КПД установки, которую мы строим сейчас - под 85%. Она интегрирована в состав производства, т.е. транспортировка короткая, потери минимальные.
 

 - Но в Череповецком филиале «Фосагро» уже не первый год модернизируются еще и основные производственные агрегаты…
 

- Да, на агрегатах по производству аммиака, например, мы довели расход природного газа на тонну с 1400 до 1100 кубометров. Экономим на каждой тонне по 300 кубометров. Но у любой технологии есть свой предел. Можно провести аналогию с тем, как человек худеет. Когда он сбрасывает лишний вес, допустим со 120 килограмм до нормальных 80-ти, то первые двадцать «кило» слетают легко. А вот потом придется изрядно потрудиться. Здесь – то же самое. Первые 200 кубометров мы убрали достаточно быстро за счет технических решений. А последние сто – это уже тяжелый труд. Пришлось «ловить» их в процессе, на соотношениях и т.д. И мы подошли к тому, что ниже опускаться уже нельзя. Получили энергоэффективность порядка 11-12 гигакалорий на тонну, что в наше время считается очень высоким показателем. Хотя новейшие разработки в области получения аммиака дают эффективность в 6-7 гигакалорий. При этом резко (на 50-100 единиц, в зависимости от предложения) сокращается состав оборудования - требуется меньше людей и затрат на обслуживание. Ну, и совсем другие средства управления производством. Если бы мы начали новый год на таком вот новом агрегате, мы бы свободно перенесли увеличение цены на газ на 10-15%. А, когда у тебя не 6, а 12 гигакалорий на тонну – ценовой рост сказывается ощутимо. Но ведь аммиак является еще сырьем для производства фосфорных удобрений. Цена-то на удобрения может расти, но не меньшими темпами может расти и себестоимость. Поэтому курс один – применять и развивать новейшие технологии в нашем химическом производстве.
 Теперь об обращении в правительство. Понятно, что за день новое производство аммиака не построишь. Нужно время. В лучшем случае это 4 года – от подписания контракта до запуска, а обычно строительство занимает 5 лет. И эти пять лет надо как-то прожить. И жить надо с прибылью, чтобы была возможность обслуживать кредиты, которые ты возьмешь. Наверное, отсюда и рождаются такие письма.
 

 - Все-таки, что можно сказать о реакции правительства на просьбу химиков?
 

- На фоне других, куда более драматичных событий, связанных с повышением сырьевых цен и тарифов, вряд ли правительство будет так быстро реагировать на первую просьбу, пусть и двух десятков компаний. Ведь в нашей отрасли никто в массовом порядке не «падает», не останавливается. Так что, еще раз повторю: другой альтернативы, кроме, как строить новые технологически эффективные производства, у нас нет.

Укрепление «второй ноги»

 - Минувшим летом, на расширенном заседании Совета города по стратегическому планированию вы выступили с идеей построить рядом с Череповцом еще одно химическое предприятие, способное производить из природного газа уже не просто аммиак, а продукты с высокой добавленной стоимостью – полимеры и их производные. Впервые этот вариант обсуждался еще в середине 90-х, но так и не был реализован. Что изменилось с тех пор?
 

- Действительно, мы и раньше выступали с такой идеей. Почему мы снова подняли этот вопрос сейчас? Потому, во-первых, что его актуальность подтвердил кризис. В Вологодской области два основных источника наполнения бюджета – два больших города – Вологда и Череповец. При этом, как ни крути, основным поставщиком денег в областной бюджет является Череповец. У Череповца в этом смысле две «ноги»: металлургия и химия. Понятно, что интеграция металлургов в мировую экономику будет лишь оттягивать деньги от Череповца. От этого никуда не уйдешь. Если раньше больше 70% бюджета региона зависело от металлургии, сейчас эта доля заметно сократилась. К сожалению, не потому, что больше дают другие отрасли, а из-за расширения географии интересов металлургов. Мы готовы рассмотреть вопрос о строительстве в Череповце газохимического комплекса еще и потому, что нас есть свободная площадка под это строительство, а, главное, у нас есть кадры, мы понимаем эту технологию. И, наконец, еще одним решающим аргументом и стимулом в пользу нового проекта стало строительство Северо-Европейского газопровода, который проходит по территории области, в непосредственной близости от Череповца.
 

 - То есть, сырье теперь рядом и в большом количестве?
 

- Да. И, наверное, настала пора жечь его в бесполезных факелах или гнать на Запад, получая обратно (за немалые деньги) готовые продукты переработки. Новый проект, как нам кажется, может помочь решить сразу несколько актуальных вопросов – экономических и экологических.
 

 - Но, почему все же Череповец, а не, к примеру, Санкт-Петербург?
 

- Мне кажется, что вряд ли в северной столице будут заинтересованы в развитии именно химического производства – это зона Балтийского моря, страны которого, как показала даже история с согласованием «Северного потока», крайне озабочены состоянием своей экологии. Возможно, в Ленинградской области тоже найдется участок земли для нового предприятия, но не уверен, что удастся быстро решить вопрос с подготовкой соответствующего персонала. А в Череповце есть все – готовая площадка, квалифицированные специалисты, развитые инфраструктура и логистика. Считаю, что при обоюдном согласии сторон – руководства области, страны, Газпрома, - проект вполне осуществим.
 

 - И, когда это может произойти?
 

- Сложно сказать. Наверное, здесь первую скрипку должен играть Газпром. Насколько мне известно, определенная заинтересованность у него есть. Как только появится первая возможность заявиться на этот проект, я уверен, руководство нашей компании это сделает. Газа у нас много,  с этим газом нужно работать. И работать эффективно.

 Беседовал Юрий Антушевич
«РМ»
12.04.11.

Фото: архив «РМ»

 

Поделиться
Отправить