Съеденная бабушка
Трагический случай в воронежском супермаркете совсем не случайность, а симптом нынешнего строя российской жизни. Расставаясь с советским прошлым, страна и общество стремительно деградируют, превращаясь в место большой охоты, – волков на овец. Потенциальной пищей для немногих хищников может стать абсолютно каждый из абсолютного большинства сограждан, вне зависимости от уровня достатка, социального статуса или политических предпочтений.
Вряд ли по злому умыслу, скорее по роковому недоразумению попала она в оборот сотрудников магазина, устроивших целую историю вокруг этих неоплаченных сырков: взяли старушку под локотки, повлекли в подсобку, где под суровыми своими взглядами (и не известно, под какие речи) заставили выворачивать карманы. Можно лишь представить, какой стыд и ужас переживал в тот момент старый человек, воспитанный на трепетном уважении к собственности (пусть и социалистической, «общенародной») и законности (пускай, и социалистической).
Это нынешних молодых еще только собираются воспитывать в почтении к новому закону и новой частной собственности. Поэтому типун на язык тем, кто осмеливается обвинять несчастную в отсутствии такого почтения. У «ранешних» людей все это было едва ли не на генетическом уровне. Даже, если допустить, что старуха решилась на кражу, то делала она это, ломая себя, с диким страхом в душе. От этого-то и померла в одночасье.
Таких, как она – стремительно «устаревших» людей, несущих в себе программу не просто ненужную сегодня, губительную, - в стране миллионы. И мрут они сегодня десятками тысяч – не совсем от старости, их элементарно сжирают. Просто этот процесс поедания не заметен, как в воронежской истории. Ее можно назвать случайностью только в этом смысле.
Вам нужно указать на тех, кто их ест? Один из них сидел на телепередаче у Андрея Малахова, - этому удивительному «пылезборнику» российской жизни, где откровенная ее мерзость мирно соседствует с гламуром и становится неотличимой от него, можно посвятить отдельную статью. На этот раз «Пусть говорят» стала своеобразной эпитафией съеденной бабушке. Один из сытых уже волков – тоже «предприниматель», владелец супермаркетной сети, сидел и в ответ на любой вопрос клацал своими железными челюстями: «Так мы будем жить по понятиям или по закону?!».
На самом деле хороший вопрос. В ответ сразу хочется спросить: а, что такое закон, как не практическое, инструментальное выражение господствующего в обществе мировоззрения? То есть, каково мировоззрение, таков и закон. Если взгляд на мир и на себя в мире исходит из «понятий», то рано или поздно они становятся формальным законом.
Суть сегодняшнего закона, закамуфлированная пустой декларацией о «социальном государстве», - «человек человеку - волк». Одна из максим социализма, «кто не работает, тот не ест», нынче обрела истинную актуальность: так и есть - не ест, его едят. Можно, конечно, не работать, если деньги есть. Но это всего лишь отсрочка, ничего не гарантирующая.
В том числе и тому волку в малаховском шоу. Это сегодня он волк. И сам уверен, что волк. Но, может быть, кто-то уже думает иначе. Уже положил глаз, уже облизывается, пускает слюну. Этот «кто-то» может быть кем угодно – чиновником, ментом, коллегой по бизнесу, любовницей, другом детства… Упырей хватает.
Один молодой «советский экономист», попавший по случаю «из грязи в князи», под крыло к благодетелю – директору большого завода, в один прекрасный момент, когда стало можно, съел своего опекуна и наставника. Отнял бизнес, сам стал директором и хозяином…
Уголовник, вернувшийся из колонии, встретил школьного товарища – успешного, довольного жизнью бизнесмена средней руки. Присмотрелся, принюхался и сожрал – ограбил, трахнул жену, опустил того, кто считал его другом, но имел неосторожность быть слишком самодовольным…
Юная красотка влюбила-привязала к себе волчару-олигарха: развела со «старой» женой, женила на себе, сама наточила зубки и, в конце концов, подав на развод, вырвала у него изрядный кусок жирного мяса-состояния…
Маленькие волчата-школьники не со зла, просто ради забавы довели до самоубийства мечтательную овечку – молодую учительницу…
Это только несколько архетипичных сюжетов современного поедания заживо. Конкретных историй – не перечесть.
Наши «элитные» волки прекрасно чувствуют тотальную угрозу и, чтобы не быть сожранными живут «враскоряку» - одна нога здесь, другая – на Западе, куда уже вывезены припасы и щенки. Там, конечно же, тоже есть свои хищники, но до недавнего времени они были слишком сыты и вальяжны, чтобы охотиться неразборчиво и непрерывно.
Человек по сути своей – животное. Правда, социальное, осененное божьей искрой. Но человек, похоронивший своего Бога и отрекшийся от социальной идеи, становится животным вдвойне.
Мы ведь живем в обществе потребления. Вот овцы и потребляют увлеченно – шмотки, жратву, автомобили, гаджеты. А волки с удовольствием потребляют овец. Все справедливо. Все поедом едят друг друга. Такие вот цивилизованные или не очень дикари. Но совсем не злые, нет. Просто жизнь так устроена
Волки любят охотиться в одиночку, в крайнем случае, сбиваются в стаю. Баранам же лучше всего и всегда держаться вместе, стадом. «Возьмемся за руки, друзья, - блеял в свое время Окуджава, - чтоб не пропасть поодиночке». Видно, предчувствовал что-то нехорошее…
Сергей Михайлов
«РМ»
08.04.11.
Фото: old.vreso.ru/news