Зоя рисует моё детство. Художница из Израиля помнит СССР лучше нас
Память — штука ненадёжная. Со временем что-то уходит, а что-то додумывается и меняет смысл. Но картины современной художницы Зои Черкасской-Ннади о советском прошлом — о моём детстве — несут точные, почти документальные подробности. Они, картины, очень наивные, похожи на детские рисунки, немного неряшливые, юморные. И полны светлой какой-то грусти — так всякий грустит о времени, которого, к сожалению, не вернуть.
Зое Черкасской — Ннади сейчас едва за сорок. В пятнадцать лет, в 1991 году, она эмигрировала в Израиль. Через две недели после ее отъезда распался СССР.
Всю свою жизнь Зоя рисует. Сначала училась в киевской художественной школе им. Шевченко, затем в Тель-Авиве окончила школу искусств «Тельма Елин» и колледж.
Картины о детстве в СССР позволили Черкасской-Ннади получить международное признание. Ее выставки прошли в главном музее Израиля, в США. Картины покупают художественные галереи и просто коллекционеры и любители живописи. Говорят, цепляет искренность, подача темы, хотя многие ценители о подробностях жизни в позднем СССР ничего не знают.
Я смотрю на изображения и вспоминаю Труса из «Операции Ы»: «Налетай, не ленись, покупай живопИсь!» Очень похоже сделано, хотя есть большое НО. Сама художница его определяет так:
«Бывает культура обывательская, потребительская. Это, например, в носу не ковырять публично и все такое. А бывает культура высокая, созидательная. Которая всегда — пощёчина общественному вкусу. Это я к тому, что многие считают меня типа гопницей, но это только те, кто по уровню культуры до меня не дотягивают».
А я не знаю, дотягиваю или нет. Просто эти картины я могу смотреть всегда. Они — окно в мое детство. Там моя квартира, школа, бабушка, родители, улица...
Евгения Васильева
СамолётЪ