Бремя белой женщины

 

 

 

 

 Волна арабских революций убедительное свидетельство вступления современного мира в затяжную и потенциально взрывоопасную полосу политической и экономической нестабильности. Но возрождение неоколониализма, как одна из лежащих на поверхности реакций на этот вызов, может привести к уже не потенциальной, а вполне реальной мировой катастрофе…

 То, что существующее мировое устройство чрезвычайно нестабильно, что оно почти буквально шатается, грозя рухнуть на наших глазах, кажется, уже очевидно всем.
 

 

В экономике продолжается раскручиваться кризис – прямое следствие, во-первых, глубокого противоречия  между новым глобальным (финансовым, по преимуществу) капитализмом и капитализмом традиционным, основанным на реальном (индустриальном) производстве; во-вторых, начавшегося демонтажа прежней капиталистической модели, в основе которой был wellfare state – «государство всеобщего собеса» и потребления. Главным «мотором» потребления был т.н. «средний класс», который сегодня съеживается и растворяется буквально на глазах. Его представители стремительно беднеют, переходя в растущие ряды нового «пролетариата». Мир начинает делиться на немногочисленную богатую элиту и ее тоже довольно небольшой «обслуживающий персонал», состоящий из самых удачливых «среднеклассников» и всех остальных – «маргиналов», которые больше не нужны глобальной экономике.
 

Такое развитие событий естественным образом сказывается на общественных отношениях. Политики и общество перестают адекватно реагировать на экономические вызовы. Хочется успокоить тех, кто нынче надменно указывает, что в России нет ни «реальной» политики, ни демократии, -  этого добра все меньше становится и на просвещенном Западе. Не только у нас, как справедливо замечает Директор Института русской истории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Андрей Фурсов, «сегодня голосование, выборы не меняют социально-экономическую ситуацию, а, следовательно, политика перестает быть регулятором социальных и экономических процессов, полем борьбы». Политика, перестающая менять ситуацию, отмирает, а вместе с ней постепенно умирает и гражданское общество. Вглядываясь в суть все большего числа европейских режимов, мы можем наблюдать «лучшее из зол» - власть элит, всеми силами пытающихся удержать в узде толпу, чтобы та вдруг не овладела властью.
 

Как, например, происходит сейчас на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Где именно толпа, составленная из новых – образованных и вестернезированных – маргиналов. Своеобразного «неприкаянного эха» демографического взрыва вступившего в противоречие с порядками, установленными прежними властными режимами.
 

Западные государства с большим воодушевлением поддержали эту «зеленую» революционную волну – то ли искренне не понимая, то ли сознательно закрывая глаза на очевидную вещь: любая реальная демократия в любом из охваченных пожаром государств будет иметь следствием сначала ту самую, рушащую все и вся власть толпы, а затем новый, еще более жесткий авторитарный режим.
 

Впрочем, есть подозрение, что революционный энтузиазм Запада все же не вполне бескорыстен. Что его, Запада, нарастающая вовлеченность во внутриполитические арабские конфликты, во всяком случае, в лице «самых отчаянных» демократизаторов – Англии и Франции – имеет целью еще и попытку вытеснения собственных проблем, порожденных собственным перманентным кризисом, вовне – в этот «третий мир». Не ограничиваясь при этом одним моральным сочувствием и помощью, но идя еще дальше – вплоть до бомбежек и «гуманитарных» интервенций. На самом деле подобные вещи не содержат в себе ничего нового – такое уже неоднократно бывало в истории и даже имеет вполне внятное определение – колониализм. Сегодня с приставкой «нео». Все то же «бремя белого человека» - вразумлять неразумных туземцев.
 

Особого разговора заслуживает в этом контексте позиция, которую заняло руководство России по отношению к «тьме египетской» и западному рвению по ее поводу. Можно, конечно, понять искреннее желание нашего президента-модернизатора сохранять добрые отношения с теми, кто, по его мнению, может поспособствовать его великим замыслам. Пусть и дальше слов это «поспособствовать» пока не идет. Но, зачем же заходить так далеко? Зачем так безоглядно соглашаться с диагнозом западного «доктора» ливийскому режиму, с которым, как оказывается, все еще далеко не ясно? Зачем так резко обрывать все отношения с «братом» Каддафи, жертвуя реальными внешнеторговыми миллиардами? Видимо, у нас в бюджете их завались. Почему не внять разумному примеру сверхосторожного во внешней политике Китая? Словом, одни вопросы. Ответов пока не наблюдается.
 

Забавно, что есть у нас демократы и западники покруче самого Дмитрия Анатольевича. Я имею в виду пламенную журналистку и хваткую писательницу Юлию Латынину, только что разразившуюся гневной статьей, имеющей радикальный заголовок-призыв: «ООН должна быть распущена».
 

Те, кто внимательно следит за публицистическим творчеством Юлии Леонидовны последнего времени, знают, насколько последовательно и яро выступает она в защиту «первобытного» Запада времен Колумба, Кортеса или Френсиса Дрейка, Запада, еще не испорченного защитой прав человека – «самой страшной идеологией современной международной бюрократии», но гордо несущее свое цивилизаторское «бремя».
 

Вот и на этот раз все то же, но уже по конкретному ливийскому поводу. Больше всего «на орехи» от Латыниной досталось бюрократам из ООН, которые, по мнению автора, «пилят» гуманитарные бабки на пару с самыми сумасшедшими диктаторами.
 

Какие совещания, какие санкции! Латынина рубит сплеча: бомбить надо эту сволочь! Спасать от Каддафи мирных жителей и особенно революционеров, которые так тянутся к свободе и цивилизации.  
 

Не хочу оправдывать ООН – сегодня эта организация, действительно, превратилась в сборище неповоротливых и мало на что способных бюрократов-лоббистов. Отдельный разговор, почему так произошло и какова роль западных государств (США, прежде всего) в том, что ООН сегодня намного дальше от статуса «мирового правительства», чем при его учреждении. Но одна важная функция у Организации Объединенных Наций все еще сохраняется. ООН, как справедливо замечает Латытнина, «делегитимизирует насилие» в международных отношениях. И это для мира скорее благо.
 

Это одна из последних препон, отделяющих мир от новой большой войны. Вторым сдерживающим фактором, пожалуй, является, печальный опыт натовских генералов. Вспоминая Ирак, Латынина приводит не самый удачный пример – именно память об операции в Ираке, плюс, Афганистан – вот что заставляет военных осторожничать, отмахиваться от вошедших в раж нетерпеливых политиков, вроде Дэвида Кэмерона или Николя Саркози.
 

Каддафи уже доказал, что он не немощный Бен Али, не больной и зависимый Мубарак. Он будет давить бунт, и отстаивать свою власть до последнего патрона. И, когда он говорит, что любая западная интервенция в Ливию станет спичкой, способной разжечь большой пожар в регионе, - это не пустые слова.
 

Боюсь, такой пожар окажется бременем, непосильным и для «белого человека»  вообще, и для нашей решительной белой женщины  в частности. Благо,  провокационные экзерсисы г-жи Латыниной пока столь же безнаказанны, сколь и бесполезны.

Юрий Антушевич
«РМ»
16.03.11.

Фото: Reuters

 

 

Поделиться
Отправить