«Молекула Сиклетея». Как школьники обзывали учителей в СССР
Наше детство пришлось на конец эпохи развитого социализма. Но мы, маленькие, этого не чувствовали. Мы играли, учились, собирали макулатуру, рисовали стенгазеты, на целое лето отправлялись в деревню, радовались жизни. Как и у наших родителей, у нас была сначала октябрятская звездочка, потом красный галстук, а за ним — комсомольский билет. Что-то невероятное (по тем временам) надо было сделать, чтобы этот порядок нарушить.
А шалости наши, казавшиеся тогда необыкновенной дерзостью, сегодня выглядят наивно и даже умилительно. Нам и в голову не могло прийти то, что сегодня вытворяет современная детвора. Впрочем, все ведь развивается — и техника, и уровень баловства (если его теперь так можно назвать).
Учителей мы в общем уважали. Что не мешало нам их обманывать и дразнить. У большинства педагогов в школе были клички — в основном производные от имени:
Юрсаныч
Учитель математики Юрий Александрович был единственным, если не считать трудовика, мужчиной в школе. Лет ему было около сорока, холостяк со странностями. Одевался по тем временам не плохо, в мятом костюме не ходил. Но был он необаятельный, сухой. Его скорее опасались, чем любили. Юрсаный велся на обманы, можно было всем классом утверждать, что он этого не задавал, и он верил, отступал и отпускал от доски попавшего под раздачу ученика. У Юрсаныча случались вспышки гнева, и это по-настоящему было страшно. Помню, как он смазал по щеке парнишку, который принес в класс бутылочку с мыльным раствором и брызгал им на одноклассников. Юрсаныч рассвирипел и ударил. Интересно, что об этом никто больше не узнал. Мальчик и весь класс молчали. Юрсаныч тоже молчал.
Сика
Англичанка Сиклетея Григорьевна была обречена носить такую кличку. Каждый новый пятый класс, который к ней приходил, не сговариваясь, давал ей такое прозвище. По имени. Кто ее так назвал? Учитель она была, может, не плохой, но очень требовательный, компромиссов не знала. У меня она была классной руководительницей, но, как мне теперь кажется, с классом не дружила, просто формально руководила, проводила собрания, школьные часы, политинформации (слышите, какие слова?))). Когда у нас сменился классный руководитель, совсем другая жизнь пошла — культ и турпоходы, вечера. С Сикой было так запросто не поболтаешь. Очень строгая.
Евгешка
Догадались — Евгения Ивановна вела биологию. Ее даже любили. Тетка была контактная, веселая, временами нервная, но ей прощали. И звали любовно — Евгешка. Хотя почему-то немного не брали всерьез. Если Евгешка рассердилась, то не расстраивайтесь, она скоро успокоится и забудет...
Дерюга
Это была директриса школы Марина Викторовна. Дерюгу она получила от должности — директор. Очень высокая, прямая, осанистая, очкастая. По утрам стояла у дверей и пристально осматривала каждого — мальчиков на наличие галстуков, девочек — на длину юбок. Ее боялись и уважали. Не помню, чтобы хоть кто-то отважился ей возразить. Дерюга вела историю. И управляла школой. В городе ее тоже, кстати уважали. 1 сентября на утреннюю торжественную линейку всегда приходили шефы — руководители градообразующего предприятия, поздравляли собравшихся и жали руку Дерюге. Она говорила речь, и под музыку все, начиная с первоклассников, попарно шли в классы. Круто было!
Молекула
Завуч, учительница физики Вера Федоровна. История в общем печальная. Вера Федоровна была очень толстой (видимо, от болезни), с трудом проходила в двери, сидела на 2 стульях. Молекулу получила, когда объясняла свой предмет. Кличка быстро пошла в народ и закрепилась навеки. Знала ли она про нее? Наверное. Потому что мы особо и не стеснялись, кричали на весь коридор: Молекула идёт!
Школа у нас была новая, молодая. Старых учителей было не много. Помню одну, уже пенсионерку, она пришла в середине сентября преподавать химию. Ярко-рыжая (красила волосы). Представьте, я не помню, как ее звали. Но я помню до сих пор предмет, который она вела. К химии я сначала отнеслась несерьезно, не учила. Химичка нас (неуспевающих) стала оставлять после уроков и долбить с нами названия элементов. Предупредила, что пока ей на зубок не сдадим, она от нас не отстанет, так и будем после уроков каждый день сидеть до вечера. Мы злились и учили. Я сдала все эти аргентумы. И потом химия для меня стала очень ясным и простым предметом, увлекательным даже. Ниже пятерки я не получала. До сих пор эта рыжая старая учительница для меня образец педагога...
Интересно, а какие клички давали своим учителям вы?
Пишите в комментариях?
Евгения Васильева
СамолётЪ