«Щипачи с большой дороги». В Череповце задержана полицейская ОПГ, не гнушавшаяся грабить булочные
В четверг региональное управление Следственного комитета сообщило о завершении расследования уголовного дела по обвинению членов организованной преступной группы в совершении нескольких десятков грабежей и краж. Организованная преступная группа из семи человек в возрасте от 24 до 42 лет, в которой состояли, если верить сообщению СК, пять сотрудников полиции (бывшие и действующий, в том числе двое — в руководстве банды), была задержана в конце сентября прошлого года во время налёта на ювелирный магазин в Череповце.
Членам ОПГ предъявлено обвинение в 27 кражах и грабежах. С июля 2016 года по сентябрь 2018 года «оборотни» и их подельники совершали кражи и грабежи в Череповце, Череповецком и Шекснинском районах: грабили ювелирные салоны, унесли деньги из кассы аптеки, «обнесли» булочную и лотерейный магазин, пытались взорвать и вскрыть банкомат.
Уже это перечисление нивелирует «размах» преступного бизнеса банды, на который можно было надеяться в начале сообщения СК. В послужном списке «бандитов», которых скорее хочется назвать «щипачами», не хватает, думается, только эпизодов отъёма карманных денег у младших школьников.
Ну, и размер добычи получился соответствующий — за два года оголтелого разбоя ОПГ на семерых вышло всего 9 млн рублей. Для сравнения — в уголовных делах, связанных с экономическими преступлениями, есть понятие «особо крупного» размера ущерба, который начинается от 12 млн руб.
Ещё в 2016 году автор этих строк писал о зарплатном рейтинге российских компаний, составленном «Ведомостями», в котором издание сравнивало вознаграждения топ-менеджеров. Так вот средняя годовая зарплата 12-ти топ-менеджеров «Северстали», занявшей в списке скромное 18-е место, составила 600 млн руб. или по 50 млн «на лицо» в год.
Это в 5,5 раз больше, чем за два года добыли череповецкие «робингуды» в погонах.
То ли дело их столичные коллеги из силовых структур, которые «поднимают» вполне приличные суммы. Причём с выдумкой и «огоньком». Так 5 июля стало известно об очередном задержании офицеров скандального управления генерала Ивана Ткачёва, а также бойцов групп «Альфа» и «Вымпел» по делу о налёте на один из столичных банков: используя поддельные документы, силовики изъяли у одного из клиентов учреждения около 140 млн рублей и присвоили их себе.
Как рассказывает «Первое антикоррупционное СМИ», налёт был не единичным случаем нарушения закона, а всего лишь эпизодом в схеме, разработанной сотрудниками управления «К», которое занимается преступлениями в сфере банковской деятельности. Эту схему рядовые сотрудники, судя по всему, придумали, вдохновившись примером некоторых персонажей высшего менеджмента ФСБ, организовавшим сбор миллиардной ренты с банкиров через приближенных офицеров — таких, как уже арестованный Кирилл Черкалин.
Идея напоминала уже забытые милицейские схемы из 90-х. Ее основой стали доверительные отношения офицеров управления с руководством контролируемых банков. Службы безопасности 5-6 кредитных учреждений сообщали подчиненным генерала ФСБ Ивана Ткачёва информацию о клиентах, операции которых имели признаки незаконного обналичивания денег. Сумма этих операций не должна была превышать 50-60 млн рублей — расчёт строился на том, что при определённых обстоятельствах хозяин денег согласится расстаться с ними, чтобы не иметь неприятностей.
Когда клиент приходил в банк за деньгами, в офис якобы с обыском врывались бойцы «Альфы» и «Вымпела» в сопровождении офицеров банковского управления ФСБ. Напуганный таким развитием событий клиент сначала на словах, а потом и под протокол отказывался от только что полученных денег.
По данным источника PASMI, правоохранителям уже известно о 14-16 подобных эпизодах. Обкатанная до мелочей схема могла бы реализовываться еще долго, но неожиданно дала сбой.
При всей разнице в суммах череповецкое и столичное уголовные дела объединяет одна общая тенденция. И тенденция тревожная — силовики, как в далёкие 90-е, опять потянулись в криминал. Количество сообщений о соответствующих уголовных делах начали лавинообразно возникать в информационном пространстве.
И это свидетельствует одновременно как о усугубляющихся экономических проблемах страны, которые уже добрались до относительно благополучных силовых структур, так и о явных проблемах в функционировании самого государственного механизма, отдельные «шестерёнки» которого начинают жить собственной, незапрограммированной жизнью...
Сергей Авдеев
СамолётЪ