Плачь, Британия! Почему Брекзит это история и про нас тоже
Решение в пользу выхода из Евросоюза, принятое минимальным большинством голосов, серьёзно изменил общество Великобритании и создал её руководству массу внутри- и внешнеполитических проблем.
Одним из свидетельств тому стала объявленная Терезой Мэй отставка с поста премьер-министра — плачущая Мэй стала второй за всю британскую историю женщиной-премьером, но, как заявила она со слезами на глазах, «не последней».
Дама, способная быть суровой ледяной леди на встрече с Владимиром Путиным, плакала у входа в свою премьерскую резиденцию от разочарования и досады на то, что предложенная ею модель Брекзита потерпела крах. А ещё, наверное, от того, что мечта стать премьером («как Маргарет Тетчер») стала для неё реальностью не тогда, когда этого хотелось ей самой — а почти случайно, лишь благодаря надменной самонадеянности предшественника Дэвид Кэмерона. Это он, такой же, как и Мэй, противник Брекзита, тем не менее, не имея адекватной статистики и плана отступления, устроил референдум, результаты которого вынудили его уступить пост Терезе. Фактически он «подставил» даму. Но надо отдать должное Мэй, она до последнего пыталась заделать трещину, что пролегла через всю Британию и её отношения с континентальной Европой, отстаивая «мягкий» вариант выхода Британии из Евросоюза. По её плану, страна должна была остаться частью Европейского экономического пространства и сохранить возможность беспошлинно торговать со странами ЕС.
Не вышло. Как и чем кончится дело там у них, на островах, нам ещё предстоит узнать. Но не может не удивлять одна общая черта, роднящая Британию с Россией, Украиной, всем постсоветским пространством и даже Балканами, — всем тем «растрёпанным» миром, что остался после апокалиптического процесса государственного распада начала 90-х.
Тем, кто до сих пор не понимает, почему из-за Брекзита столько шума, можно посоветовать прочесть удивительную книгу «Срединная Англия»*, написанную Джонатаном Коу, которому удалось передать то почти физически ощущаемое разделение, прошедшее по, казалось бы, благополучной, благословенной земле: Брекзит прокрался едва ли не в каждую семью, разводит людей — родителей и детей, мужей и жён, любовников и любовниц, — словно заражая какой-то опасной болезнью. Всё это часто трагически остро переживается англичанами. И так понятно всем нам — тем, кто ещё сохранил воспоминания о жизни в стране, которой больше нет, но приметы которой продолжают попадаться на глаза едва ли не на каждом шагу. Кстати, у Коу в романе есть характерный эпизод, когда один из пожилых героев приезжает на полуразрушенный завод, где сам работал прежде, бродит по нему и выдает монолог из серии «развалили все, а вот раньше было время» — эпизод пронзительный и чрезвычайно узнаваемый.
Не дай бог никому пережить такой распад-«брекзит» ещё раз...
А теперь слово человеку, которому долгое время довелось наблюдать историю британского Брекзита собственными глазами:
* Джонатан Коу. Срединная Англия. М.: Фантом Пресс, 2019. Перевод с английского Шаши Мартыновой
СамолётЪ — СамолётЪ-ТВ