Возьмут ли россиян за «живое»? Власти хотят контролировать их расходы
Поводом для беспокойства стали новости на этой неделе. Сначала информационную утечку допустила замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина, заявившая в четверг, что её ведомство готовит доклад о легализации бизнеса и предлагает рассмотреть идею о возможности введения системы контроля за расходами населения. Затем официальный представитель Минэкономразвития поспешил сообщить, что министерство не разрабатывает такой законопроект и не планирует этого делать: вопрос выявления необоснованно крупных расходов якобы обсуждается только на экспертных площадках.
Опытным людям стало ясно, что дыма без огня не бывает. На самом деле упомянутая госпожой Паниной идея уже давно витает в воздухе, хорошо укладываясь в характерную для последнего времени государственную логику фискального ужесточения для населения и субъектов экономики. Естественно, что чиновников не может не беспокоить наличие неподконтрольной им теневой экономики России, размер которой, по оценкам того же Минэкономразвития, в прошлом году составил почти 21 трлн руб. Это на минуточку примерно 20% ВВП (оценка Росфинмониторинга), больше, чем расходы федерального бюджета, запланированные на 2019 год — 18 трлн руб.
Живой интерес к идее контроля за расходами «тени», по словам чиновник финансово-экономического блока, поделившегося информацией с «Ведомостями», проявляют региональные власти, вечно страдающие от хронического дефицита местных бюджетов.
Три года назад власти уже обсуждали возможность введения контроля за крупными покупками на фоне проблем с бюджетом, но упёрлись в ту же проблему, что и сейчас, когда с бюджетом, кажется, всё в порядке: не ясно, как реализовывать идею.
Причём, дело не в том, что нет соответствующих технологий. Эксперты знают, что в мире уже давно всё придумано для контроля расходов и доходов населения: это налоговое администрирование, таможенное регулирование и материальное поощрение бдительных граждан, которые видят несоответствие расходов и доходов в жизни своих соседей.
Есть зарубежный опыт. Например, в Великобритании закон обязывает человека доказать происхождение средств и, если он не может этого сделать, счета замораживают, а недвижимость могут отобрать. Есть немало стран с прогрессивной ставкой НДФЛ. Правда, усиление контроля за доходами во всех странах идет параллельно с предоставлением преференций — например, если человек тратит средства на благотворительность, они вычитаются из налогооблагаемой базы. В России этого нет до сих пор, несмотря о постоянных разговорах на тему финансового поощрения добровольных добрых дел корпоративных и частных жертвователей.
В России, кстати, когда человек покупает квартиру, автомобиль или кладет в банк крупную сумму, органы регистрации и банки тоже выясняют, откуда у него деньги, но пока это делается формально.
У Федеральной налоговой службы (ФНС) и сейчас достаточно данных для контроля расходов. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам — для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, также у ФНС есть доступ к данным загсов, а с ЦБ налоговики обмениваются данными. В июле 2018 года ФНС даже предложила Минфину дать ей право запрашивать у банков информацию о счетах россиян без налоговых проверок для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности».
Итак, кажется, у государства всё есть, чтобы ужесточить контроль наших расходов. Включая моральное оправдание непопулярной меры, которое недавно хорошо сформулировал первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский: «Без прозрачной выбеленной экономики мы не победим коррупцию, недобросовестную конкуренцию и другие беды». Что же сдерживает власти?
Одна из причин заключается именно в непопулярности идеи. Возможно, она не воспринималась бы так остро негативно в условиях предоставления экономических свобод и активного роста экономики. В нынешних же реалиях усиление административного давления на бизнес и экономику (которая, к тому же, стагнирует уже почти 10 лет) эти инициативы могут окончательно задавить любые позитивные тенденции. А, кроме того, окончательно подорвать доверие к руководству страны не только бизнеса, но и населения в целом.
Но, наверное, в определённой ситуации и это не смогло бы сдержать власть, заинтересованную в том, чтобы узнать «всю правду» о содержимом кошельков россиян. Если бы она, власть, была уверена, что расходы на такой поиск окупятся. Но такой уверенности нет. А ведь в отношении каждого человека придется проводить проверку, чтобы доказать, что доход не был задекларирован. Не ясно и как реализовать такой контроль: за какой период учитывать доходы, как обеспечить конфиденциальность информации деклараций о расходах, говорят эксперты.
Впрочем, то, что одно из ведомств опровергло идею контроля за нашими с вами расходами, вовсе не означает, что эта идея окончательно похоронена. Пожалуй, расслабляться не стоит. Знающие люди советуют принимать меры предосторожности: к примеру, люди с незадекларированными доходами, чтобы избежать лишних вопросов, могут не оплачивать дорогую покупку напрямую, а совершить её в кредит...
Сергей Авдеев
СамолётЪ